Людовик Антуан Анри де Бурбон-Конде, герцог Энгиенский


Луи́ Антуа́н Анри́ де Бурбо́н-Конде, герцог Энгие́нский (фр. Louis Antoine Henri de Bourbon-Condé, duc d’Enghien) (2 августа 1772 — 21 марта 1804) — французский принц крови, единственный сын последнего принца Конде (одна из младших ветвей королевского дома Бурбонов). Мало известный при жизни, герцог Энгиенский вошёл в историю тем, что был расстрелян во рву Венсенского замка по приказу Наполеона Бонапарта.

Единственный сын Луи VI, принца Конде и Батильды Орлеанской (сестры Филиппа Эгалите), Бурбон по отцу и по матери — Луи-Антуан получил домашнее образование под руководством аббата Мийо и коммодора де Виньё. В 1788 г. вступил в королевскую армию. С началом Великой французской революции, через несколько дней после падения Бастилии, эмигрировал вместе с отцом и дедом.

С 1792 года сражался в рядах контрреволюционных сил — вначале под командованием герцога Брауншвейгского, затем — под командованием собственного деда в «Армии Конде». Был неоднократно отмечен за храбрость. После заключения Люневильского мира Луи-Антуан женился на Шарлотте, племяннице кардинала Рогана, и поселился в Эттенхайме (Эттенгейме; герцогство Баденское). Жил на английскую пенсию. В первом томе «Войны и мира» приводится анекдот о том, что герцог и Наполеон оказались соперниками по любовной связи с совсем юной «мадемуазель Жорж» (Маргаритой-Жозефиной Вимер); Наполеон, действительно, был с ней в связи, герцог — скорее всего, нет.

После Великой французской революции герцог Энгиенский оказался в эмиграции в одном из германских княжеств — Бадене. И хотя в это время англичане и роялисты плели заговоры против Наполеона, герцог Энгиенский скромно жил на содержании англичан и не принимал участия в антинаполеоновской деятельности.

В марте 1804 года до Наполеона от своего министра Талейрана дошли сведения, что герцог Энгиенский связан с заговором Кадудаля-Пишегрю, в то время казавшимся главной опасностью для режима[2]. Некий принц якобы сопровождал изменника Дюмурье и делал тайные визиты во Францию. Несмотря на то, что имя спутника Дюмурье стало известно (и это точно был не герцог Энгиенский), Наполеон отдал приказ похитить герцога по плану, составленному самим Талейраном[3].

Герцог Энгиенский в это время жил в городке Эттенгейме, проводя дни в праздности и любовных похождениях. На этой слабости герцога и сыграл шпион Шульмейстер. Он захватил молодую женщину, возлюбленную в герцога, и увёз её в приграничный город Бельфор. Герцог узнал об этом, а вскоре получил письмо от возлюбленной, подделанное шпионом, в котором она якобы умоляла спасти её из плена. Герцог немедленно бросился к ней на выручку, надеясь подкупить стражников и освободить даму сердца. Шульмейстеру только этого и нужно было. На всякий случай при нападавших был официальный документ к баденским властям с обвинениями в адрес эмигранта, которое передали после завершения операции[4].