Конституционный суд Литвы


Конституцио́нный суд Лито́вской Респу́блики (лит. Lietuvos Respublikos Konstitucinis Teismas, LR KT) — отдельный от остальной системы правосудия специализированный орган Литвы, осуществляющий последующий конституционный контроль. В Конституции Литвы 1992 года Конституционный суд не отнесён к органам судебной власти[1], он выделяется отдельно от всех ветвей власти.

Конституционный суд гарантирует верховенство Конституции посредством осуществления конституционного правосудия, в частности решает вопросы о соответствии Конституции законов и иных принятых Сеймом актов, а также актов Президента Республики и Правительства. Конституционный суд не занимается предварительным конституционным контролем, то есть он решает только вопросы на соответствие Конституции уже принятых правовых актов.

Правом на обращение в Конституционный суд с просьбой исследовать конституционность правового акта обладают:

Дело к заседанию подготавливает назначенный председателем Конституционного суда судья. В начале заседания Конституционного суда представляются участвующие в деле лица, им разъясняются их права и обязанности, Суд заслушивает и разрешает их пожелания. Подготовивший дело судья делает сообщение, в котором излагается суть дела. После этого заслушиваются пояснения участвующих в деле лиц, исследуются доказательства, происходят прения сторон. Постановление должно быть принято не позднее одного месяца после окончания рассмотрения дела. По окончании судебного заседания судьи удаляются в совещательную комнату для принятия решения.

Постановления Конституционный суд объявляет именем Литовской Республики. Решения Конституционного суда по вопросам, отнесённым к его исключительной компетенции, окончательны и обжалованию не подлежат. Постановления имеют силу закону и обязательны для исполнения всеми учреждениями власти, судами, организациями любых организационно-правовых форм, службами, должностными лицами и гражданами (включая иностранцев и лиц без гражданства).

Согласно Конституции Литвы закон (или его часть) либо иной акт Сейма (или его часть), акт Президента Республики, акт Правительства (или его часть) не может применяться с того дня, когда официально объявлено постановление Конституционного суда, что соответствующий акт (или его часть) противоречит Конституции. Признанный постановлением Конституционного суда неконституционным правовой акт или его часть не будет иметь юридической силы даже в случае принятия такого же самого акта.