Конституционный суд СФРЮ


Конституционный суд СФРЮ (сербохорв. Ustavni sud SFRJ / Уставни суд СФРJ, макед. Уставен суд на СФРJ, словен. Ustavno sodišče SFRJ) — орган конституционного контроля в Социалистической Федеративной Республике Югославия, существовавший с 1963 по 1992 годы.

До создания конституционного суда в 1963 году общий контроль за конституционностью и законностью в Югославии осуществлял Верховный суд ФНРЮ, при этом он не выполнял полноценной проверки законов на конституционность, а ограничивался лишь констатацией выявленных несоответствий. В дальнейшем все вопросы конституционности и приведения законов в соответствие с действующей конституцией решались на парламентском уровне политическим путём в Союзной Скупщине и региональных скупщинах. Когда стало ясно, что такая модель не способна разрешить множества проблемных вопросов, возникла необходимость создания специального государственного органа, призванного осуществлять конституционный контроль. При этом идея создания такого органа подверглась в тот момент резкой критике со стороны профессионального юридического сообщества как противоречащей принципу единства государственной власти, существующего в социалистических странах. Дело в том, что в социалистической модели организации государства принцип разделения властей не признавался и потому судебный контроль за парламентом был чуждым данной системе[1][2].

Учреждение конституционного суда было в значительной степени связано с поддержкой Тито, который придерживался мнения, что споры и разногласия в югославском обществе должны разрешаться не политическим путём, а посредством объективного судебного разбирательства. Конституционная комиссия Союзной Скупщины, которая разрабатывала проект Конституции 1963 года также подтвердила, что создание конституционного суда будет способствовать эффективной защите конституционности и законности всех правовых актов, в том числе актов парламента, тем самым лишь укрепляя принцип единства государственной власти. В том же духе высказался Эдвард Кардель, подчеркнув, что конституционный суд будет скорее частью парламентской системы, чем традиционным судебным институтом[3].

Югославская система конституционного контроля была организована по модели Конституционного суда ФРГ с использованием федеративного принципа построения органов конституционного правосудия. В рамках такой модели помимо федерального конституционного суда также создавались самостоятельные конституционные суды союзных республик, а позднее ещё и автономных краёв Косова и Воеводины. Каждый из представленных конституционных судов на своём уровне осуществляли функции по конституционному контролю федерального либо республиканского (краевого) законодательства, не вмешиваясь в дела друг друга[4].