Конституция Туниса


Конституция Туниса — основной закон Республики Тунис. Конституция определяет политическое устройство страны и отношения федерального правительства и губернаторов, граждан и остальных людей, находящихся на территории Туниса.

Первая современная конституция называлась «Основной пакт 1857 года». Ему на смену пришла Конституция 1861 года, которая оставалась в силе до падения французской администрации в 1956 году, и была заменена на Конституцию 1959 года. Она была принята 1 июня 1959 года и корректировалась в 1999 и 2002 годах, после референдума.

После революции и продолжительных массовых протестов в 2013—2014 годах, была избрана Конституционная Ассамблея для разработки новой конституции. Она была принята 26 января 2014 года и действует по настоящее время[1].

Работа над подготовкой нового проекта конституции начался 13 февраля 2012 года, с учреждения шести комитетов, отвечающих за одну из тем конституции. Первый комитет отвечал за преамбулу, общие принципы и поправки. Каждый комитет состоял из 22 членов, пропорционально представляющих политические партии. Наиболее важным и противоречивым вопросом была форма правления. Исламистская Партия Возрождения выступала за утверждение в стране парламентской республики, а светские партии выступали за смешанную систему.

24 декабря политические партии договорились о принятии конституции до 14 января 2014 года. Крайний срок был выбран с учётом того, что 14 января исполнится три года с момента отстранения от власти президента Зин аль-Абидина Бен Али[2].

6 января ассамблея утвердила 20-ю статью конституции, наделяющую женщин равными правами с мужчинами, гласящую, что «Все мужчины и женщины обладают одинаковыми правами и обязанностями и равны перед законом». За проголосовало 159 из 169 участвовавших в голосовании членов ассамблеи. Ранее были одобрены разделы конституции, закрепляющие «гражданский характер государства» и «верховенство права», а также статья о государственном статусе ислама в Тунисе (без использования в тексте в качестве официального источника права так называемой исламской шариатской морали)[3].