Конструкция (искусство)


Констру́кция (от лат. constructio — «построение, сборка воедино») — мультидисциплинарный термин, обозначающий функциональный тип структуры. В произведениях искусства в отличие от композиции (художественно-образной целостности) подразумевает построение, расположение и приведение в порядок всех элементов для наилучшего выполнения своей функции. В архитектуре это строительная конструкция, в живописи и графике - зрительная связность частей. "Конструкция - открытая модификационная структура, все элементы которой связаны исключительно функционально, причем не жестко, а со многими степенями свободы" [1].

Термин конструкция происходит от лат. constructio, что в дословном переводе означает: лат. conвместе (или воедино) и лат. structioсоставлять или строить. В применении к предметам искусства и эстетическим понятиям под словом конструкция подразумевается полный комплекс внутренних взаимосвязей между отдельными частями и элементами художественного целого в прямой зависимости от их общей и местной функции (или назначения).[2].

Всё сущее, так или иначе, имеет свою конструкцию, в противном случае оно попросту не смогло бы существовать. Именно по этой причине термин конструкция примерно равным образом имеет отношение ко всем видам искусств, начиная от изобразительных и заканчивая прикладными, а также музыкой и танцем. Каждое из упомянутых искусств в свою очередь имеет — свою вполне определённую конструкцию. Однако для каждого из искусств назначение конструкции имеет свою специфику и конкретные особенности построения: от предельно конкретных технологичных расчётов и дисциплин (как например, это имеет место в архитектуре или некоторых видах конструктивной или массивной скульптуры) — и до вполне умозрительных, почти фантазийных построений (в живописи или музыке)[3].

Безусловно, самым «конструктивным» из искусств (в силу своей утилитарности) является архитектура. Именно в ней комплекс внутренних взаимосвязей отдельных частей и элементов художественного целого в зависимости от их общей и местной функции имеет предельно конкретное, а временами — и вполне прикладное (и даже бытовое) значение.

В любом из искусств движение, опора или равновесие (как художественная и технологическая задача) — влечёт за собой и соответствующую решаемой задаче конструкцию.[2] В архитектуре это прежде всего — строительная конструкция, имеющая своей целью обеспечить прочность и долговечность здания, а также его удобство для конкретного использования. Однако, кроме строительной конструкции каждое здание несёт (и внутри, и на поверхности) также и некий целостный художественный образ, имеющий свою творческую конструкцию, совершенно отдельную от технической.

Конструкция в живописи, графике или скульптуре — это комплекс внутренних связей, при посредстве которых достигается образная целостность, а также некая «зримая прочность» (единство) предмета или изображения. Конструкция в зрительных видах искусства прежде всего прочего обеспечивает — связность и равновесие произведения.[2]