Континентальный флот


Континентальный флот (англ. Continental Navy) — регулярный флот, санкционированный Континентальным Конгрессом в ходе Американской революции и подчинявшийся ему. Официальный предшественник современного Военно-морского флота США (англ. United States Navy).

Своими корнями Континентальный флот уходит в традицию мореплавания и приватирства, существовавшую в колониях с момента основания. Его тактика, за исключением действий коммодора Джонса, мало отличалась от набеговой тактики приватиров. Однако с заявкой на независимость Конгрессу понадобились атрибуты самостоятельного государства, в том числе регулярный флот. Ещё до начала целевого строительства в американскую службу были официально наняты уже существовавшие корабли.

Конгресс рассматривал создание морских сил как минимум с августа 1775 года. Первые практические шаги были предприняты в октябре, когда закупили два брига, в основном для перехвата британских транспортов, а затем вторую пару кораблей покрупнее. Это были Cabot и Andrew Doria (16 × 6-фунтовых пушек каждый) и Alfred и Columbus (20 и 18 × 9-фн соответственно, плюс 10 × 6-фн). К исходу года были составлены руководящие документы нового флота, а также основан корпус Континентальной морской пехоты[1].

Кардинальным шагом стала программа постройки небольших фрегатов — пяти 32-пушечных, пяти 28-пушечных и трёх 24-пушечных, после долгих споров окончательно одобренная 13 декабря 1775 года, и предусматривавшая ввод в строй к марту следующего года[1]. Замах был явно не по силам — в прошлую войну британцы построили несколько фрегатов из сосны и ели в подобном темпе, но они опирались на огромный опыт и хорошо отработанную организацию, и все равно корабли из сырого дерева проходили очень недолго. Американская программа не была доведена до конца. Ни один фрегат не был готов к марту но, преодолевая удивительную для Новой Англии нехватку квалификации, материалов и — более всего — пушек, строители закончили и в течение 1776 года подготовили несколько из них в море.

Пожалуй, всего замечательнее они были с точки зрения корабельной архитектуры. Очень немногие до этого достигали стандартных размеров фрегата, так что в колониях не было прямого опыта постройки таких масштабов. И однако и противник высоко отзывался об их боевых качествах. 32-пушечный Providence, взятый в 1780 году, сочли слишком «полным и тяжелым» для боевого корабля, но другие, например Raleigh (36), охотно брали в британскую службу. В целом эти ранние фрегаты были несколько больше своих британских собратьев, но несколько уступали самым крупным французским, а форма корпуса следовала британским образцам. Главная батарея, даже для меньших из них, обычно состояла из 12-фн пушек, хотя нехватки иной раз заставляли делать довольно-таки смешанное вооружение.

Были и более амбициозные планы, и даже был построен двухдечный линейный корабль America. Но вооружить его не было ни денег, ни времени. Он был передан в дар Франции как Amerique[2].