Фортепианная механика


Фортепианная механика — механизм внутри фортепиано, который, путём ударов молоточками, извлекает звуки из струн и затем заглушает их с помощью глушителей (демпферов). Фортепианный механизм состоит из рычажков на шарнирах, которые управляют молоточками и глушителями. В пианино рычажки, управляющие молоточками и демпферами, проинтегрированы в единый механизм, в то время как в рояле управление глушителями выделено в отдельное устройство — контрклавиатуру (или контрмеханику)[1].

Создателем фортепианной механики считается Б. Кристофори, который в Италии в самом начале XVIII века (обычно указывается 1707 год) создал итал. gravicembalo col piano e forte («большой клавесин с тихим и громким звуком»), где молоточки, обтянутые кожей, ударяли по струнам снизу, при этом движение клавиш передавалось на молоточки через промежуточное звено («шпиллер»)[1]. Независимый механизм с молоточками над струнами создал К. Г. Шрётер в Германии. По-видимому, механизм Шрётера был неуспешным, так как уже к 1717 году Шрётер перешёл к молоточкам под струнами[2].

В первой трети XVIII века в Европе появились другие варианты механики, среди них выделялись системы[1]:

Эрар революционизировал конструкцию фортепианной механики, создав в 1821 году механизм с двойной репетицией, позволивший извлекать звук повторным ударом по клавише после её небольшого поднятия, до полного возврата клавиши в исходное положение (и сопутствующего заглушения звука). Это изобретение существенно изменило фортепианную технику, на его основе создан и поныне используется ряд репетиционных механизмов, включая системы Ю. Блютнера, Эрара-Герца, Лангера, Стенуэя, Бехштейна, А. Фёрстера[1].

Фортепианная механика разделяется на два класса с различным устройством: для роялей и пианино. Выделяется также механика с простой (одинарной) и двойной репетицией; при этом для роялей типична двойная репетиция (современные рояли с простой репетицией — обычно реплики старых инструментов), а для пианино, наоборот, за редким исключением — простая репетиция.