Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге


Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) (Дальневосточный конфликт) — советско-китайский военно-политический конфликт за контроль над Китайско-Восточной железной дорогой, бывшей совместным советско-китайским предприятием. В ответ на захват летом 1929 года гоминьдановскими войсками генерала Чжан Сюэляна КВЖД в ходе последовавших боевых действий Красная армия разгромила противника. Подписанный 22 декабря Хабаровский протокол положил конец конфликту и восстановил существовавший до столкновений статус дороги.

С середины XVII века и до 1912 года захваченный маньчжурами исторический Китай фактически находился под внешним управлением захватчиков, основавших государство с названием Империя Цин. Все основные должности в империи занимали маньчжуры, китайцы же являлись гражданами второго сорта, посещение Маньчжурии которым было запрещено до самого конца XIX века. Особое положение маньчжур в Китае и высокая их потребность среди чиновничьих кадров привели к тому, что они начали массово покидать Маньчжурию и селиться в Китае. В результате население Маньчжурии катастрофически снизилось — в XIX веке, когда началось русское освоение восточной Маньчжурии, местное население там уже отсутствовало.

Маньчжурская железная дорога (впоследствии — КВЖД) была построена Российской империей в 1897—1901 гг. через территорию Империи Цин и соединяла Читу с Порт-Артуром. Строительство железной дороги имело важное колониальное значение и планировалось как начальный шаг для завоевания западной Маньчжурии. В конце 1899 года в Империи Цин началось Ихэтуаньское восстание, повлёкшее за собой иностранную интервенцию. В результате под контролем Российской империи в сентябре 1900 года оказался правый берег реки Амур, а уже в октябре — вся Маньчжурия.

В конце 1911 года началась Синьхайская революция китайских националистов, требовавших восстановления суверенитета китайского государства. Начавшись в южных провинциях Китая как сепаратистское движение против маньчжуров, национально-освободительная борьба быстро сменилась на захватническую войну: китайские националисты потребовали не только создания китайского государства, но и включения в его состав других стран, образовывавших Империю Цин: Тибета, Монголии и даже самой Маньчжурии. Одновременно с этим, в условиях нестабильности Империи Цин, малонаселённую западную Маньчжурию начали интенсивно осваивать японцы. В результате к 1917 году принадлежавшая Российской империи Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) оказалась расположенной на спорной территории, на которую претендовали Китайская республика и Япония, а мировые державы имели собственные представления о будущем железной дороги и прилегающих районов.