Концептуальная карта


Концептуальная карта (понятийная карта, диаграмма концептов) — диаграмма, которая отображает связи между концептами (понятиями) некоторой предметной области.[1] Это графический инструмент, который используется инженерами по знаниям, педагогическими дизайнерами, техническими писателями и другими, чтобы структурировать знания в выбранной области.

Идеи и информация обычно отображаются на концептуальной карте в прямоугольниках или окружностях, которые соединены между собой стрелками с подписями в виде древовидной нисходящей иерархии. Связи между понятиями могут быть подписаны такими ключевыми словами как вызывает, требует, вносит вклад и другими, которые определяют отношение между идеями или концептами.[2]

Способ визуализации этих связей между различными концептами, носит название картирование концепций (англ. concept mapping). Концептуальные карты используется для задания онтологий компьютерных систем, например, для моделирования взаимосвязей между объектами в определенной области или на языке UML.

Концептуальная карта — это способ представления информации о понятиях, изображениях и словах в том же смысле, в котором схема разбора предложения отображает его грамматическую и синтаксическую структуру, дорожная карта показывает расположение объектов, дорог и городов, а электрическая схема отображает связи между элементами электрического устройства. На концептуальной карте каждое понятие связано с другими, и по этим связям можно восстановить их взаимосвязь с основным концептом карты. Концепт карты — один из способов развития логического мышления и способностей к обучению, помогающий учащимся осознать место отдельного понятия в контексте некоторой области и установить взаимосвязи между ними.[3]

Хорошая концептуальная карта существует в рамках контекста, заданного определенным “ключевым вопросом”, в то время как диаграмма связей обычно имеет только связи, исходящие от центрального объекта диаграммы. Некоторые исследования[какие?] предполагают, что мозг хранит информацию в виде пар из “ситуаций” и “реакций”, которые активируются во время работы декларативной памяти, которая в свою очередь представляет из себя “предположения” и “кусочки информации”.[4][5] Поскольку концептуальные карты созданы так, чтобы соответствовать структуре декларативной памяти, то они упрощают освоение новых понятий и делают обучение более эффективным для тех, кто их использует или составляет.