Концептуальные основы финансовой отчётности


Концептуальные основы финансовой отчетности (англ. Conceptual Framework for Financial Reporting) — пакет руководящих документов, одобренных Комитетом по Международным стандартам финансовой отчётности в апреле 1989 года, на территории Российской Федерации введён в действие с 9 июня 2014 года. Концептуальные основы не являются международными стандартами финансовой отчетности, но определяет основные требования к качеству финансовой отчётности, то есть информация должна быть уместна и достоверна (полная, нейтральная, без ошибок, должна преобладать сущность над формой), и определяет элементы финансовой отчётности и критерии признания[1].

В апреле 1989 года «Концептуальные основы для подготовки и представления финансовой отчетности» были утверждены Комитетом по МСФО, а в июле 1989 года «Концептуальные основы» были опубликованы, в апреле 2001 года утверждены Советом по МСФО. В сентябре 2010 года была утверждена Советом по МСФО новая версия «Концептуальные основы финансовой отчетности 2010 года»[2].

Основные пользователи финансовой отчётности — существующие и потенциальные инвесторы, заимодавцы и другие кредиторы, которые не могут требовать от отчитывающейся компании предоставления непосредственно им финансовой информации. И не являются основными пользователями финансовой отчётности — менеджмент компании, государственные органы и общественность[3].

Цель финансовой отчётности: предоставление финансовой информации об отчитывающей компании для принятия решений о предоставлении компании ресурсов (о финансовом положении — об экономических ресурсах и требованиях к отчитывающейся компании, о результатах деятельности — влиянии операций и прочих событий на изменение экономических ресурсов и требований к компании). Решения включают покупку, продажу и удержание долевых и долговых инструментов компании, предоставление или погашение займов и других форм кредитования[3].

Финансовая отчётность составляется на основе допущения о непрерывной деятельности, что компания не намерена прекращать свою деятельность, у неё нет необходимости ликвидации или существенного сокращения масштабов своей деятельности в обозримом будущем. Также у компании должны быть экономические возможности продолжить свою деятельность[4].