Конь (Юникод ♘♞) — шахматная фигура, в начале партии (игры шахматы[1]) располагающаяся на полях b1, g1 (белые кони) и b8, g8 (чёрные кони)[2].
Конь двигается на две клетки по вертикали и затем на одну клетку по горизонтали, или наоборот, на две клетки по горизонтали и на одну клетку по вертикали. Тем самым движение коня напоминает заглавную букву «Г» кириллического или заглавную букву «L» латинского алфавитов. Согласно формулировке в международных[3] и российских[4] правилах, конь ходит на одно из полей, ближайших к тому, на котором он стоит, но не на той же самой горизонтали, вертикали или диагонали.
Ценность коня возрастает в закрытых позициях, где дальнобойность других фигур (ферзей, ладей и слонов) ограничена.
Конь без угрозы ответного удара может атаковать любую фигуру (кроме коня) противника. Поэтому конь особенно эффективен в атаке на ферзя. Максимально возможная эффективность коня достигается при одновременной атаке им двух или более полей — «вилке».
В середине игры два слона чаще всего сильнее двух коней или слона и коня («преимущество двух слонов»). В эндшпиле два слона или слон и конь могут дать мат одинокому королю, тогда как два коня при правильной защите не могут. Но с другой стороны возможные маневры двух коней просчитывать немного труднее, чем маневры слонов. Поэтому если у первого игрока есть два коня, а у второго игрока — цейтнот (нехватка времени), то у второго есть большая вероятность недооценить какой-либо ход коня соперника, либо просто просрочить время.
Фразеологизм «сделать ход конём» означает совершить неожиданный поступок, найти неожиданное решение. Шахматный конь не имеет траектории хода и способен «прыгать» через любые другие фигуры, что и стало причиной происхождения этого фразеологизма. Владимир Высоцкий в известной песне «Честь шахматной короны», часть первая «Подготовка»: