Кораблекрушение


Кораблекрушение — катастрофа, произошедшая с судном, обычно приводящая к его сильному разрушению или гибели. Под кораблекрушением понимают полное или частичное затопление судна, повреждение значимых частей судна или нарушение плавучести, которые произошли в результате воздействия внешних и внутренних факторов или объектов.

В результате кораблекрушения судно не может использоваться по назначению без существенных ремонтных работ.

ООН приводит статистику о более чем трех миллионах кораблекрушений, произошедших в течение истории развития нашей цивилизации.

Лишь небольшая часть Мирового океана (территориальное море и внутренние воды) попадает под действие исключительно национальной юрисдикции, где права на затонувшее имущество определяются законом прибрежного государства. При этом законы страны, в чьих территориальных водах было найдено затонувшее судно, могут превалировать над право собственности первоначального собственника судна. Государства не могут запрещать гражданам других государств заниматься какой-либо деятельностью на объектах, расположенных в открытом море, независимо от того, насколько ценным в культурном отношении является данный объект. Государства могут запрещать спускаться под воду к остаткам кораблекрушения, расположенным в открытом море, лишь своим гражданам[2][3][4].

В 2015 году комиссия Института международного права приняла резолюцию о правовом режиме затонувших военных кораблей и других государственных судов вне национальной юрисдикции. Она предусматривает следующие принципы[2]:

Российские власти исходили из данных принципов в связи с намерениями Южной Кореи поднять крейсер «Дмитрий Донской», затопленный его командой в 1905 году[2]. Исходя из аналогичного принципа суверенного иммунитета суд в штате Флорида в 2009 году принял решение, что компания Odyssey Marine Exploration должна передать Испании найденные ею на борту затонувшего в 1804 году испанского корабля Nuestra Senora de las Mercedes полмиллиона золотых и серебряных монет[3].