Корабль первого ранга (парусный)


Корабль 1-го ранга — самый крупный из линейных кораблей. В британской системе рангов назывался англ. First Rate. В своём высшем выражении (конец XVIII века) — трёхдечный 130-пушечный линейный корабль.

Когда около 1610 года в Англии появилось понятие «первый ранг», к нему относились самые разные корабли Королевского флота от 48 до 72 пушек, как галеоны, так и переходные типы. Общим в них было то, что это были самые крупные из королевских кораблей. С началом программ по строительству близких по характеристикам линейных кораблей, их общие признаки постепенно определяются.

Тон задал HMS Sovereign of the Seas. Начиная с него, типичный корабль первого ранга был трёхдечным, 90—100-пушечным, имел водоизмещение 1900—2000 тонн и 500—550 человек команды. Введение формальной системы рангов в 1677 году закрепило эти признаки.

Корабли первого ранга — трехдечные корабли, имевшие 100 и более пушек — были крупнейшими, мощнейшими и самыми дорогими. Вероятно, они являлись и самыми сложными из промышленных сооружений своего века. Поскольку они представляли такое крупное вложение средств, их строили с наивозможной тщательностью и вниманием, всегда на королевских верфях (в Британии — Чатем, Дептфорд, Вулвич, Портсмут), и только из самых лучших материалов.[1] Стремление сделать их долговечными вело к долгой постройке, особенно где касалось корабельного леса: десятилетняя выдержка была обычным делом.

Они редко вводились в строй, кроме как во время войн и кризисов, и потому их корпус не подвергался износу долгих плаваний. Находясь в резерве, они также получали самый лучший уход, а при необходимости проходили обширные ремонты, в некоторых случаях даже серьёзные перестройки. В результате всего этого корабли 1 ранга отличались исключительно большим сроком службы. Хорошо известно, что HMS Victory к моменту Трафальгара плавала уже сорок лет, а HMS Britannia была ещё на три года старше. Но при этом «Виктория» между 1771 и 1788 годом четырежды проходила периоды ремонта на верфи до шести месяцев, а между 1801 и 1803 годом подверглась большой переделке.[2]

Кораблей первого ранга всегда было немного, а из-за растянутой постройки начатые в 1790-е годы программы стали приносить плоды ближе к концу войны со Францией.