Корабль третьего ранга (парусный)


Корабль 3 ранга (парусный) — двухдечный (реже трёхдечный) линейный корабль. В британской системе рангов назывался англ. Third Rate. В XVII веке для корабля 3 ранга был установлен рейтинг в 70 пушек. На рубеже XVIIIXIX веков в 3 ранг входили три различных типа: 64-пушечный, 74-пушечный и 80-пушечный. Вместе они составляли самый многочисленный ранг линейных кораблей. Был распространен во всех крупных морских державах эпохи паруса.

«Третий ранг», в Англии произошел из англ. Middling ship в 1610-х годах. В то время к нему относились корабли, способные сражаться в составе флота, но слишком малые для 1 или 2 ранга (англ. Royal Ship или Great ship соответственно). С другой стороны, они были достаточно велики, чтобы избежать классификации англ. Small Ship. Примерно с 1610 года вместо названий рангам стали давать номера. К 3 рангу относились обычно корабли Королевского флота от 38 до 66 пушек. Типы и облик их были самые разнообразные. Нередко это были закупленные для Королевского флота и затем вооруженные торговые суда. Число пушек не обязательно было критерием: случалось, что корабль относили к определенному рангу по численности команды.

С началом программ по строительству близких по характеристикам линейных кораблей, общие признаки рангов постепенно определяются.

Введение формальной системы рангов в 1677 году установило для корабля 3 ранга рейтинг в 70 пушек[1]. В дальнейшем он пересматривался, включая в себя и другие типы.

Вся первая половина XVIII века в Британии характеризуется жесткой регламентацией как вооружения, так и конструкции — так называемой эпохой уложений. В этот период только два, практически неизменных, типа входили в 3 ранг: 80-пушечный трехдечный и 70-пушечный двухдечный. Первый был получен надстройкой третьего дека на старых 80-пушечных, и перераспределением вооружения. Фактически он представлял собой уменьшенную версию 90-пушечного, который сам был «экономичным» трехдечным. Разумеется, в погоне за экономией 80-пушечный унаследовал и все его недостатки, прежде всего в мореходных качествах. Однако Парламент и правительство настаивали на его постройке, считая что преимущество 3-х деков (реальное или мнимое), вкупе с экономией бюджета, перевешивает все недостатки. И все же его постройка по существу прекратилась к 1741 году. После этого были закончены всего 3 корабля, последним стал HMS Cambridge.

Появившийся после 1756 года 80-пушечный двухдечный тип (см. ниже) состоял из призов, прежде всего французских. Два подобных корабля в Британии построили только позже, в порядке эксперимента.