Корабль четвёртого ранга (парусный)


Корабль 4 ранга (парусный) — двухдечный линейный корабль с числом пушек от 44 до 60. В британской системе рангов назывался англ. Fourth Rate. После Семилетней войны их перестали называть линейными.

К «четвертому рангу», начиная с 1610-х годов, в Англии стали относить корабли, до этого называвшиеся англ. Small ship. Примерно с этого времени вместо названий рангам стали давать номера. Название («малый корабль») говорит само за себя: это были все королевские корабли, не заслужившие название больших и средних. Четвёртый ранг на тот момент был последним. В него попадали обычно корабли, неспособные к бою в составе эскадры, и потому использовавшиеся для разведки, патрульной и посыльной службы, других целей. Число пушек менялось от 12 до 42, но не обязательно определяло ранг — при этом могли руководствоваться размерами, или численностью команды.

К середине XVII века к 4-му рангу стали относить самые малые из линейных кораблей. Они должны были иметь хотя бы две батарейные палубы. Были введены 5 и 6 ранги, и корабли, не включавшиеся в линию, перешли в них. Формальная система рангов 1677 года закрепила эти признаки. К этому времени корабли 4 ранга имели по 38-56 пушек.

На рубеже XVIIIXIX веков к 4 рангу относились два типа: 44-пушечный и 50-пушечный двухдечные корабли. После Семилетней войны Франция, а затем Англия осознали, что эти типы уже не могут сражаться в линии с новейшими кораблями. Поэтому их перестали называть линейными. Вместо этого говорили «корабль 4 ранга», или скажем, «44-пушечный двухдечный корабль», или просто «44-пушечный корабль».

В крейсерском качестве дни 44-пушечного корабля были сочтены ещё в 1793 году. По всему получалось, что он должен был полностью исчезнуть. Действительно, уже в 1750-е все задачи этого класса взяли на себя 32- и 36-пушечные фрегаты. Но особенности войны с американскими колонистами возродили его в 1776. Поздние образцы 44-пушечного корабля имели 18-фунтовые пушки на нижней палубе и значит, формально превосходили фрегаты (в то время вооруженные 9- и 12-фунтовыми пушками). А двухдечная конструкция давала моральное превосходство «линейного корабля в миниатюре» и теоретически, преимущество сосредоточенного огня двух палуб.

Как и у всех малых двухдечных, их ходовые качества не могли тягаться с фрегатами, и как только Франция в 1778 году вступила в войну, получили развитие 18-фунтовые фрегаты в 36- и 38-пушечном варианте. И хотя они превосходили старые 44-пушечные корабли практически во всем, они были дороги. Старый тип сохранил на флоте могущественных сторонников. В результате во время Американской революционной войны были заказаны двадцать семь 44-пушечных, и к 1793 г флот оказался при большом количестве относительно новых кораблей.