Корд (конструктив)


Корд — армирующий конструктивный элемент, придающий жёсткость и/или прочность конструкции или материалу. В качестве корда используют тканевые, металлические или композитные волокна, нити, шнуры, ткань[1][2]. Обычно корд встраивают внутрь ещё на этапе создания материала или элемента конструкции. Иногда материал или элемент конструкции, содержащий корд, сам обозначается как «корд» в составе общей конструкции.

Чаще всего используется при изготовлении изделий из резины: авто-, авиа- и других покрышек (в ободе и брекере), прорезиненных тканей и изделий, ремней передач, лент транспортеров, резиновых гусениц, резиновых и пластиковых труб и шлангов, техпластин и пр. Для улучшения прочностных характеристик вместо хлопчатобумажного корда применяют полимерный корд и/или металлокорд[3] .

Для компенсации анизотропии при армировании параллельными нитями применяют многослойный корд с разнонаправленными слоями.

Прочные крученые нити из химических, хлопчатобумажных волокон также сами по себе иногда называются «Корд». И хотя исторически слово «Корд» соответствует именно им, постепенно этот термин обозначающий «нить-полуфабрикат» из общеупотребительного стал узкоспециализированным. Само появление в русском языке слова от французского corde (веревка, шнур) связано с ростом производства веревок и канатов широко применяемых в морском деле (такелаж).

Корд производился крутильной машиной и с её же помощью создавались из корда более крупные элементы: верёвка,шпагат, канат и др. Когда производство такелажа практически прекратилось, термин «корд» сохранился только в текстильной промышленности. Армирование изделий кордом постепенно привело к изменению общеупотребительного значения этого слова.