Корзухин, Алексей Иванович


Алексе́й Ива́нович Корзу́хин (11 [23] марта 1835, Пермская губерния — 18 [30] октября 1894, Санкт-Петербург) — русский жанровый живописец, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников[1] и Товарищества передвижных художественных выставок[2]. Академик (с 1868), действительный член (с 1893; по новому уставу) Императорской Академии художеств.

Родился в семье крепостного промывщика золота. Уже в 1840-е годы писал иконы для местной Преображенской церкви и портреты родных. Начиная с 1848 года, почти десять лет Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе. Корзухин Алексей Иванович — один из лучших русских живописцев бытового жанра. В 1858 году поступил в Императорскую Академию художеств, где успешно учился в классе исторической живописи у П. В. Басина, Ф. А. Бруни, А. Т. Маркова). Во время учёбы неоднократно награждался малыми (1858, 1860) и большими (1859, 1861) серебряными медалями. В 1861 году получил от Академии малую золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства»[3], после чего ему предстояло конкурировать на получение большой золотой медали, что давало право на поездку за границу на счёт казны. Однако в 1863 году Корзухин вместе с несколькими своими товарищами, не пожелавшими работать на заданную конкурсную тему, вышел из Академии («Бунт четырнадцати») со званием художника 2-й степени и стал членом-учредителем Санкт-Петербургской Артели художников (1864); был её казначеем, деятельным членом которого он оставался до самого его распада в 1871 году (был её казначеем)[4], Товарищества передвижников (1870), но в выставках Товарищества не участвовал, Общества выставок художественных произведений (1875).

В 1865 году за картину «Поминки на деревенском кладбище» Академия присудила ему звание художника 1-й степени, а в 1868 году за «Возвращение отца семейства с ярмарки» признала академиком[5]. В 1870 году за картину «Возвращение из города» получил вторую премию на конкурсе Общества поощрения художников. Трудясь неустанно, Корзухин не пропускал ни одного года без того, чтобы не представить на академических выставках свои произведения. В них, с редким даром наблюдательности и знанием народного быта, он передавал характерные типы русского простонародья, купечества, ремесленников и среднего сословия, соединяя их в сцены, полные правды и жизни. Из этих произведений особенно удачными могут считаться: «Разлука» (1872; находится в ГТГ), «Возвращение извозчика из города» (1873; ГТГ); «В монастырской гостинице» (1882; ГТГ), «Смерть И. Нарышкина; сцена из стрелецкого бунта» (1882; собственность Академии художеств), «В воскресный день» (1885), «Петрушка идёт» (1888) и некоторые другие.