Коринфский ордер


Кори́нфский о́рдер — один из трёх классических архитектурных ордеров Древней Греции и Рима, наряду с ионическим и дорическим ордером. Характерной особенностью коринфского ордера является необычная капитель, воспроизводящая мотив колокола, или корзины — калафа (греч. κάλαθος — корзинка, чашечка цветка), украшенной стилизованными листьями аканта.

Согласно Витрувию, пропорции коринфского ордера совпадают с пропорциями ионического, но, в отличие от дорического и ионического, «мужского» и «женского», коринфский ордер создан «в подражание девичьей стройности». Относительно происхождения коринфской капители существует красивая легенда, сообщённая Витрувием. Древнегреческий мастер Каллимах, прогуливаясь в окрестностях Коринфа, набрёл на могильный холм «одной девушки, гражданки Коринфа», который украшала, согласно погребальному обычаю бедных людей, простая ивовая «корзинка с вещицами», накрытая сверху черепицей. Сквозь прутья корзины со временем проросли листья аканта и образовали нечто вроде букета. Каллимах, «восхищённый новизною вида и формы», сделал для коринфян «несколько колонн по этому образцу, определил их соразмерность и установил с этого времени правила для построек коринфского ордера»[1]. Мастер Каллимах действительно работал в Коринфе около 400 года до н. э. Он является автором золотой лампы, находившейся в святилище Афины в Эрехтейоне афинского Акрополя. За мастерство бронзового литья Каллимах получил прозвание «плавильщик», а за применение бурава в скульптуре — «искрошитель искусства». Характер рисунка листьев коринфской капители мало подходит для хрупкого мрамора (в сохранившихся капителях листья, как правило, обломаны). Но та же форма технологична при горячей ковке металла. Вероятно, Каллимах сделал подобную капитель из бронзы. Это косвенно подтверждает рассказ Витрувия.

Возможно, что прототипом «этого лиственного ордера являлась египетская капитель с украшением из пальмовых листьев, — писал Огюст Шуази, — формы её соответствуют скорее приёмам работы по металлу… Если же представить себе, что листья, покрывающие эту корзину, сделаны из чеканной бронзы, то её форма станет вполне понятна»[2]. Известна и смешанная техника изготовления мраморной капители с накладными декоративными листьями из позолоченной бронзы. Теоретик архитектуры А. И. Некрасов, напротив, категорично заявляет, что история о Каллимахе — позднейшая выдумка, а мотив аканта коринфской капители имеет не декоративное, а тектоническое значение[3].