Корт, Корнелис


Корнелис Корт, или Корнелио, Куртиус Фьямминго (нидерл. Cornelis Cort, нидерл. Cornelio, Curtius Fiammingo — Корнелио Фламандец); 1533, Хорн, Голландия — 17 марта 1578, Рим) — голландский рисовальщик и гравёр резцом на меди, мастер репродукционной гравюры, ученик и сотрудник издателя и гравёра И. Кока. Последние двенадцать лет своей жизни провёл в Италии, где был известен как Корнелио Фьямминго[5].

Корнелис Корт родился в Хорне или Эдаме в семье ювелиров и, возможно, в 1550-х годах был учеником Дирка Волкертсзона Корнхерта в Харлеме. Его первые гравюры были опубликованы в Антверпене около 1553 года, хотя считается, что он продолжал работать в Северных Нидерландах. Издателем его гравюр был Иероним Кок, у которого, возможно, Корт также учился гравированию[6].

Получив некоторую известность гравюрами с живописных произведений Рогира ван дер Вейдена, Михила Кокси, Франса Флориса, Гиллиса Мостарта, Мартена ван Хемскерка, Бартоломеуса Спрангера и Страдануса, Корнелис отправился в Италию. Более года он жил в Венеции на полном содержании у Тициана, сразу оценившего его способности и предоставившего ему возможность воспроизвести многие из его лучших картин. Среди них гравюры резцом на меди: «Святой Иероним в пустыне», «Андромеда», «Кающаяся святая Магдалина», «Прометей», «Диана и Актеон» и «Диана и Каллисто», «Рай», «Несение креста». Из Италии он вернулся в Нидерланды, но вскоре после 1567 года вернулся в Венецию, а оттуда отправился в Болонью и Рим, где создал многие гравюры по известным картинам того времени.

Он гравировал по живописным оригиналам Рафаэля, Полидоро Кальдары, Франческо Сальвиати, Федерико Бароччи и других итальянских живописцев, а также создал школу гравёров, из которой вышел целый ряд искусных мастеров.

Корт посетил Флоренцию между 1569 и 1571 годами, вероятно, работая на семью Медичи. Он вернулся к Тициану в Венецию в 1571—1572 годах. Последний год своей жизни он провёл в Риме, где и умер. Его связь с Иеронимом Коком и Тицианом прекрасно проиллюстрирована в письме, адресованном последнему Домиником Лэмпсоном из Льежа в 1567 году. Всего Корт, вероятно, награвировал свыше ста пятидесяти произведений[7].

Кроме основания этой школы, его заслуга состоит в том, что до появления фотомеханических способов репродукции живописных картин Корнелис Корт при помощи усовершенствованных приёмов работы офортным штрихом стал придавать гравюрам более значительные, чем прежде, размеры, большую свободу техники, обеспечивающую близость к живописи, с помощью чего увеличил их распространение. Общее число его произведений превышает полторы сотни офортов. В области гравюры резцом Корт «сумел создать почти невероятный для того времени и резцовой техники экспрессивный живописный стиль»[8]. Как писал выдающийся знаток истории гравюры М. И. Флекель, Корт «в основе исходил из гравировальной манеры» Джорджо Гизи: