Корнелиус, Петер Йозеф фон


Петер Йозеф фон Корнелиус (нем. Peter Joseph von Cornelius; 23 сентября 1783, Дюссельдорф — 6 марта 1867, Берлин) — немецкий живописец и рисовальщик, выдающийся мастер немецкого романтического академизма[2]. В 1811 году присоединился к обществу «назарейцев» в Риме. Художник-педагог. Директор Дюссельдорфской и Мюнхенской академии изобразительных искусств. Дядя композитора Петера Корнелиуса[3].

Питер Корнелиус родился в Дюссельдорфе, в семье Иоганна Кристиана Алоиса Корнелиуса (1748—1799), художника, преподавателя и инспектора Академии курфюрста (Kurfürstlichen Akademie; в иных источниках: Дюссельдорфской картинной галереи), и его жены Анны Хелены Корстен. Как и его старший брат Ламберт (1778—1823), первое художественное образование получил у отца. После смерти отца вынужден был поддерживать свою семью работой портретиста и рисовальщика-иллюстратора[4]. С 1798 по 1805 год Корнелиус учился в Дюссельдорфской академии искусств. С 1803 по 1805 год он принимал участие в конкурсах Иоганна Вольфганга фон Гёте на Веймарскую премию. Его самой ранней крупной работой была роспись хора церкви Святого Квирина в Нойсе (Северный Рейн-Вестфалия) выполненная в 1803 году по заказу каноника Вальраффа из Кёльна. В 1808 году Петер начал серию рисунков-иллюстраций к «Фаусту» Гёте. Для этой работы Корнелиус использовал линеарный стиль, на который во многом повлияло факсимильное издание Молитвенникa Максимилиана. Шесть изображений были показаны поэту, который их одобрил. Корнелиус продолжил серию после своего переезда в Рим, и она была опубликована в двенадцати гравюрах между 1816 и 1826 годами под названием «Bilder zu Goethe’s Faust». Корнелиус переехал во Франкфурт в 1809 году и работал там, пока два года спустя не отправился в Рим.

Петер фон Корнелиус прибыл в Рим 14 октября 1811 года и вскоре стал одним из самых многообещающих членов Союза Святого Луки, или «Братства назарейцев», группы молодых немецких художников, проживавших в городе, в которую входили Иоганн Фридрих Овербек, Франц Пфорр, Людвиг Фогель Филипп Фейт, Фридрих Вильгельм фон Шадов Юлиус Шнорр фон Карольсфельд и другие. В римский период Корнелиус вместе с другими назарейцами принял участие в росписи дома прусского консула Бартольди (Casa Bartoldi, 1816—1819), Виллы Массими, а также (совместно с Самуилом Амслером) работал над иллюстрациями к «Песни о Нибелунгах». С 1819 по 1824 год Корнелиус был первым директором Дюссельдорфской академии искусств.