Косвей, Мария


Мария Косвей (англ. Maria Cosway, урождённая Хэдфилд, полное имя Maria Luisa Caterina Cecilia Hadfield; 11 июня 1760, Флоренция, Великое герцогство Тосканское — 1838) — английская художница итальянского происхождения, жена художника Ричарда Косвея, близкий друг политика Томаса Джефферсона. Также была композитором и музыкантом, занималась образованием девочек.

Родилась 11 июня 1760 года во Флоренции, в семье Карла Хэдфилда, родом из английского города Шрусбери; мать была итальянкой. Отец был преуспевающим трактирщиком в Ливорно. Разбогатев, он стал владельцем трёх гостиниц в Тоскане, посещаемых британскими аристократами, совершающими Гран-тур по Европе.

В семье было восемь детей, однако четверо из них были убиты психически больной няней — она утверждала, что её маленьким жертвам будет хорошо на небесах. В живых остались Мария, её младшая сестра Шарлотта, а также два брата — Ричард и Джордж. Няня была приговорена к пожизненному заключению в тюрьме.

Мария проявила свой артистический талант в раннем возрасте. Во Флоренции она изучала искусство под руководством немецкого художника Иоганна Цоффани и итальянской художницы Violante Cerroti. С 1773 по 1778 год она копировала старых мастеров в галерее Уффици, в 1778 году стала членом флорентийской Academia del Disegno. Также ездила в Рим, где обучалась искусству у Помпео Батони вместе с художниками Антоном Менгсом, Иоганном Фюссли и Джозефом Райтом.

Получив своё начальное образование в католическом монастыре, она осталась верной католичкой на всю свою жизнь. После смерти отца выразила желание стать монахиней. Три года спустя, в 1779 году, мать поехала с ней в Англию, где они поселились в Лондоне.

Ангелика Кауфман, ставшая вместе с Мэри Мозер в 1768 году первыми женщинами — членами Королевской академии художеств, помогла Марии участвовать в выставках академии — впервые она экспонировалась в 1781 году, показав три свои работы: Rinaldo, Creusa appearing to Aeneas и Like patience on a monument smiling at grief. Приобрела успех как художница мифологических сцен. В период с 1781 по 1801 год в академии было выставлено более 30 её работ.