Космогонические мифы


Космогони́ческие мифы (греч. κοσμογονία; от κόσμος «мир», «вселенная» + γονή «рождение») — мифы о происхождении мира[1] в целом и его частей[2], его сотворении, возникновении космоса из хаоса. Основной начальный сюжет большинства мифологий[3]. Основная категория мифов[4]. Разновидность мифов о происхождении. Неразрывно связаны с космологическими представлениями[3].

Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Одним из воплощений хаоса или самим хаосом часто выступает мировой океан, первозданные воды. Во многих древнейших космогонических мифах океан и хаос равнозначны и неотделимы друг от друга[5]. Возникновение, творение мира происходит в мифическое время, особый начальный сакральный период, предшествующий эмпирическому (историческому) «профанному» времени[6], отделённый от него, но влияющий через ритуал и воспроизводимый через космогонические мифы[7], и в особом месте — середине мира[8].

В космогонических мифах наиболее актуализирован характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос. В них отражаются космологические представления о структуре космоса (обычно трёхчастной в вертикальном плане и четырёхчастной в горизонтальной), описывается его вегетативная (мировое древо), зооморфная или антропоморфная модель. Повествуется о разъединении и выделении основных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделении неба от земли, появлении земной тверди из мирового океана, установлении мирового дерева, мировой горы, укреплении на небе светил и т. п., затем о создании ландшафта, растений, животных, человека. Мир может возникнуть из первоэлемента, например, из мирового яйца или из антропоморфного первосущества-великана. Различные космические объекты могут быть найдены, даже похищены и перенесены культурным героем, биологически порождены богами или их волей, их магическим словом[2].

Составной частью космогонических мифов являются антропогонические мифы[1][7], мифы о происхождении, в том числе сотворении, человека (первочеловека) или первой человеческой пары[7].

Космогонические мифы и космологические представления занимают особое место в ряду других форм мифопоэтического мировоззрения, поскольку в рамках этих нарративов описываются пространственные и временные параметры вселенной, в которых существует человек и находятся всё, что может быть объектом мифотворчества[3].

В некоторых традициях космогоническим мифам структурно противопоставлены эсхатологические мифы, мифы о конце мира[9].