Костёр пылающий


«Костёр пылающий» (фр. Le brasier ardent) — французский немой фильм Ивана Мозжухина, снятый в 1922 году по оригинальному сценарию самого Мозжухина и вышедший во французский прокат летом 1923 года. Под названием «Гримасы Парижа» с успехом демонстрировался и в советском прокате.

Кошмарный сон мучает женщину. Пылающий костёр и в нём — удивительный образ то ли человека, то ли дьявола соблазняет, привлекает её. И она бежит в страхе.

Пробуждение. Ночной страх ушёл, а женщина смеётся над книгой «Детектив Z», откуда и пришёл к ней в сон зрительный образ эксцентричного, бесконечно разного, соблазнительного молодого человека.

Сейчас это богатая женщина, окружённая слугами, почти чудесно устроенным технически бытом. Зрителю неизвестна точно её судьба до замужества, но прошлое её темно, и она не хочет его вспоминать. Лишь сама сцена знакомства с будущим мужем ею часто вспоминается.

Муж[2] — бизнесмен из Южной Америки, в Париже то ли в отпуске (как он говорит), то ли по делам (как становится понятно из нескольких деловых эпизодов). В конце концов, свадебный контракт заключён, куплена недвижимость, дела завершены — и он собирается вернуться с женой в Южную Америку, не видя к этому никаких препятствий.

Несмотря на доверие к жене, у него есть неопределённые подозрения. Ибо она молода, и у неё есть поклонники. Нам показывают несколько сцен, в которых настроение пары супругов меняется от счастливо-наивного до остервенело-озлобленного. И когда муж сообщает, что ничто их здесь не держит — и он, и она произносят, каждый про себя и для себя — она: «Ах, как я люблю Париж!», он: «Ненавистный город!».