Коуз, Рональд


Ро́нальд Га́рри Ко́уз (англ. Ronald Harry Coase [kəʊs]; 29 декабря 1910, Уиллесден, Лондон — 2 сентября 2013, Чикаго[1]) — английский экономист, один из родоначальников нового институционализма, лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля 1991 года «за открытие и прояснение точного смысла трансакционных издержек и прав собственности в институциональной структуре и функционировании экономики»[2].

После окончания в 1927 средней школы в течение двух лет подготовился к промежуточным экзаменам на бакалаврскую степень, что засчитывалось за первый год учебы в университете. В 1929 поступил на второй курс Лондонской школы экономики (ЛШЭ). Окончил ЛШЭ (бакалавр коммерции (B. Com.)) в 1932 году.

В 1932—1934 преподавал в Университете Данди, в 1934—1935 в Ливерпульском университете, в 1935—1951 в ЛШЭ.

В 1951 после защиты докторской диссертации переехал в США, на родину своей жены, где прожил оставшуюся жизнь, оставаясь британским гражданином. Профессор в Университете штата Нью-Йорк в Буффало (1951—1958), Виргинском университете (1958—1964), Чикагском университете (с 1964). Был научным руководителем Института, носящего его имя.

В работе «Природа фирмыruen» (The Nature of Firm, 1937 год) рассматривает процесс порождения рыночной экономикой специфического рода издержек, которые он назвал «трансакционными». Второй знаменитой статьёй Коуза является «Проблема социальных издержекruen» (The Problem of Social Cost, 1960 год), в которой автор показал, что внешние эффекты могут быть интернализованы при помощи договора между сторонами, при условии того, что:

Важное свойство, обнаруженное Коузом в теории отраслевых рынков, называется «догадкой Коуза». Если на рынке набор блага (или его ресурса) не ограничен, то монопольный производитель вынужден продавать товар по цене рынка совершенной конкуренции, то есть с нулевой прибылью. Потребители в курсе, что объём блага не ограничен, и решают ждать, поскольку монополист «никуда не денется» и будет вынужден снизить цену до себестоимости. В ответ монополист в такой ситуации может попытаться заставить потребителей поверить, что они не дождутся дешёвого товара, например, демонстративно уничтожив часть непроданного.