Краснофигурная вазопись


Краснофигурная вазопись — одна из наиболее известных техник древнегреческой вазописи. Она появилась приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах и просуществовала вплоть до конца IV в. до н. э. За несколько десятилетий краснофигурная вазопись вытеснила господствовавшую до этого чернофигурную вазопись. Своё название краснофигурная техника получила благодаря характерному соотношению цветов между фигурами и фоном, прямо противоположному чернофигурному: фон — чёрный, фигуры — красные. Главными центрами производства краснофигурной керамики, помимо Аттики, были гончарные мастерские Южной Италии. Краснофигурную технику восприняли многие регионы Древней Греции. Значимый вклад в её развитие внесли вазописцы Этрурии.

Краснофигурные вазы из Аттики распространились по всей Греции и за её пределами и долгое время занимали лидирующее положение на рынке высококачественной расписной керамики. Лишь немногие гончарные мастерские могли сравниться по качеству, производительности и богатству творческих идей с вазописцами из Афин. До нашего времени сохранилось более 40 тысяч экземпляров и фрагментов краснофигурных ваз, созданных в Афинах, и более 20 тысяч — созданных в Южной Италии. Краснофигурная вазопись основательно исследована археологами и историками искусства. Установлена принадлежность значительного количества керамических сосудов конкретным группам вазописцев. Изображения на краснофигурных вазах являются важным источником информации для культурно-исторических исследований, в том числе для изучения быта и особенностей повседневной жизни эллинов, их ритуалов и воззрений, а также древнегреческой мифологии и иконографии мифологических персонажей.

Важной особенностью краснофигурной вазописи стал практически полный отход от случайных декоративных элементов и орнаментов. Внимание вазописцев всецело обратилось к изображению определённых сюжетных композиций. Кроме того, так как теперь можно было более детально прописывать черты героев, получили распространение и изображения отдельных личностей, которые иногда даже не являлись выдающимися. Распространёнными оставались сюжеты из античной мифологии и эпоса. Большую популярность набрали также сцены из греческих трагедий. Но главное нововведение краснофигурного стиля — это изображение рядовых граждан полиса. Мастера обратили своё внимание не только на сцены сражений или торжественных шествий, в которых участвовали эллины, но и на бытовые сцены[1].

Несмотря на то что полноценное появление стиля относится к VI в. до н.э., его элементы встречались и ранее, уже в ориентализирующем стиле. Краснофигурный стиль имел ряд преимуществ по сравнению с чернофигурным. Он позволял более детально изображать различные предметы и живых существ, передавать объём, приближал изображения к реализму. Именно поэтому мастера порой прибегали к нему и в эпоху чернофигурной росписи, а позднее он вытеснил её собой, когда обострилась потребность в большем реализме в росписях.