Красный-Адмони, Григорий Яковлевич


Григорий Яковлевич (Гойвиш Нотович, Нутович) Красный-Адмони[1] (23 сентября (5 октября1881, Геническ1 января 1970, Ленинград) — еврейский историк, публицист и общественный деятель.

Был пятым ребёнком в семье кантониста Янкефа-Нуте Менделевича Красного, занятого извозом зерна в Геническе, и Гинды-Баси Красной[2]. После получения традиционного еврейского образования в хедере, он в 1899 году сдал экстерном выпускные экзамены в симферопольской гимназии и, преодолев процентную норму, ограничивавшую приём евреев в российские университеты, в 1901 году поступил на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета. Одновременно он стал посещать лекции на историко-филологическом факультете и учиться в Петербургской консерватории (по классу вокала)[3]. Подрабатывал в зажиточных еврейских семьях[4]. В 1905 году он женился на одной из своих учениц, дочери присяжного поверенного, Раисе Яковлевне Пумпер. В 1906 году у них родился сын Иоганн; в этом же году Г. Я. Красный блестяще окончил университет. В 1907 году он сдал экстерном экзамены за курс юридического факультета Харьковского университета, получив диплом 1-й степени. С 1908 года поступил на службу помощником присяжного поверенного при Санкт-Петербургской судебной палате[5], а 29 сентября 1910 года он был внесён в список присяжных стряпчих Петербургского суда.

С 1896 года был членом Общества распространения просвещения между евреями в России, преподавал в его мужском училище, где также работали учителями его братья Исаак Яковлевич Красный (1871—1922) и Иссер Нотович Красный; позже избирался в его комитет, участвовал в организации Еврейского историко-этнографического общества (1909) и Общества для научных еврейских знаний. Перевёл с иврита произведения писателя М. З. Файерберга («Еврейская семейная библиотека». — 1902. — № 11). Выступал с критикой современной еврейской литературы в русско-еврейской периодике. Под псевдонимом Раин опубликовал свои стихи. В 1906 году Г. Красный опубликовал свои первые научные работы: литературоведческое исследование «Иммануил Римский и Данте» («Книжки Восхода». — 1906. — №№ 1—3) и историко-философское эссе «Великие перевороты и евреи» (СПб., 1907). Был приглашён в редакцию «Еврейской энциклопедии», выходившей в издательстве Брокгауза и Эфрона в 1908-1913 гг.; редактировал её библейский раздел, написал ряд статей.