Красота


Красота́ — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры. Противоположностью красоты является безобразие[1].

Слово красота входит в состав различных женских имён: Зиба (перс.), Белла (лат.), Джамиля (ар.), Гузель (тюрк.), Адема (казахский).

Древнегреческими философами красота воспринималась как явление объективное и онтологическое по своей сути, связанное с совершенством Универсума, с пониманием космоса как миропорядка, целесообразности, украшения[2].

Восприятие красоты античными философами было обобщено в работах Плотина, где, в частности, красота получала функцию возводящей к божественному и прекрасному. Обширное издание «История Красоты» под редакцией Умберто Эко рассматривает историю восприятия красоты на протяжении человеческой истории[4]. В частности, он указывает, что Платон положил начало двум наиболее значительным концепциям Красоты, разработанным в последующие века[5]:

Затем Эко указывает, что на более зрелой стадии развития средневековой мысли Фома Аквинский скажет[8], что для Красоты необходима:

В православии нерукотворная красота (красота природы и человека) понимается как проявление славы Бога-Творца: «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем. 13:5); св. Иоанн Лествичник приводит в «Лествице» пример человека, который, увидев необыкновеную женскую красоту, прославил создавшего её Бога[9] (ср. Бог-Художник).