Кратил (Платон)


«Кратил» (др.-греч. Κρατύλος) — сократический диалог Платона, в котором рассматривается проблема о том, могут ли имена служить познанию вещей. В диалоге «Кратил» принимают участие три собеседника: Сократ, Гермоген и Кратил.

Действие диалога происходит в Афинах. Гермоген приглашает своего учителя Сократа, который проходил рядом, присоединиться к философскому диспуту, посвящённому правильности имён, с Кратилом. Таким образом участниками беседы являются три философа — Сократ, Гермоген и Кратил. В диалоге отсутствуют указания на исторические события, которые бы позволили его чётко датировать. Сократ говорит: «А люди эти — софисты, на которых и брат твой, Каллий, извёл много денег и слывёт теперь мудрецом. Но поскольку ты не располагаешь отцовским имуществом, тебе остаётся упрашивать и уговаривать брата научить тебя правильному взгляду на эти вещи, который он перенял у Протагора»[1]. В научной литературе существуют по меньшей мере две интерпретации фрагмента. Профессор Д. Нейлз[en] считает, что он свидетельствует о том, что отец Гермогена Гиппоник жив. Один из богатейших граждан Афин Гиппоник умер в 422/421 году до н. э.[2] Автор монографии о диалоге «Кратил» Ф. Адемолло подчёркивает, что наследство Гиппоника полностью отошло к брату Гермогена Каллия. Сам же Гермоген не получил ничего. Соответственно фрагмент следует понимать как указание Сократа на этот факт, и, соответственно, датировать действие диалога периодом после смерти Гиппоника[3].

Кратил и Гермоген на момент беседы являются молодыми людьми[4][5]. Сократ же подчёркивает свой пожилой возраст[6]. Исходя из дат рождения Сократа (469 год до н. э.) и Кратила с Гермогеном (440-е годы до н. э.) Д. Нейлз считает, что диалог происходит около 422 до н. э.[2]

«Кратила» относят к «средним» диалогам Платона, которые он написал после возвращения в Афины из первого путешествия на Сицилию (389—387/386 годы до н. э.)[7].

В «Кратиле» Сократ передаёт основное положение философии Гераклита: «говорит где-то: „всё движется и ничто не остаётся на месте“, а ещё, уподобляя всё сущее течению реки, он говорит, что „дважды тебе не войти в одну и ту же реку“». Впоследствии обе части утверждения соединили в один фразеологизм «Всё течёт, всё меняется», либо «Всё течёт» (др.-греч. πάντα ρεῖ), которых нет ни в одном из приписываемых Гераклиту сохранившихся фрагментов[8].