Креационизм


Креациони́зм (от лат. creatio «творение») — религиозные представления, религиозное и философское учение, согласно которому мир и человек были созданы Богом посредством сверхъестественного акта творения[1][2][3]. В самом широком смысле креационизм включает в себя континуум религиозных взглядов[4][5], которые различаются в своём принятии или непринятии научных объяснений происхождения и развития природных явлений, включая биологическую эволюцию[6][7].

Креационизм в качестве направления мысли, дискутирующего с современной наукой, восходит к космогоническим мифам и к креационизму (креационистским представлениям) религиозных учений[3].

Креационизм в биологии представляет собой ненаучную концепцию постоянства биологических видов, которая рассматривает многообразие органического мира в качестве результата Божественного творения. Концепция сформировалась в конце XVIII — начале XIX века, разделялась рядом видных учёных, но в процессе научного развития была вытеснена эволюционной биологией[3].

Термин креационизм в значении современного направления мысли чаще всего относится к вере в особое творение  (англ.), идею, что Вселенная и формы жизни были созданы в том виде, в каком они существуют в настоящее время, божественным действием, и что единственно верными объяснениями происхождения и развития мира и природных явлений являются те, которые совместимы с христианской фундаменталистской буквальной интерпретацией библейского повествования о сотворении мира[8]. С 1970-х годов наиболее распространённой формой креационизма был младоземельный креационизм, который постулирует особое творение вселенной и форм жизни в течение последних 10 тысяч лет. Младоземельный креационизм основан на «геологии потопа  (англ.)» и продвигает «научный креационизм». С XVIII века существует староземельный креационизм, который стремится согласовать научную геохронологическую шкалу с Библией посредством гипотезы разрыва  (англ.) или гипотезы дневного века  (англ.), но отрицает эволюцию. Современные староземельные креационисты поддерживают гипотезу постепенного творения  (англ.), но так же отвергают эволюционные объяснения[6]. После политических разногласий «научный креационизм» был переформулирован как концепция «разумного замысла» и неокреационизм[9][10].

Протестантский мейнстрим в США и Католическая церковь стремятся примирить современную науку со своей верой в божественное творение посредством идеи теистического эволюционизма, в рамках которого считается, что сотворение мира Богом происходило в соответствии с законам природы, и принимается эволюция. Некоторые группы креационистов называют свою представления эволюционным креационизмом  (англ.)[6]. Современный креационизм также присутствует в исламе  (англ.)[11] и индуизме[12].


Гюстав Доре. Сотворение света. Из книги «Библия в гравюрах Гюстава Доре»
Марийские Кугу-Юмо и его брат Йын (Керемет) в образе селезней творят мир на водах мирового океана
Иллюстрация из книги «Органические остатки прежнего мира» (том 1, 1833) Джеймса Паркинсона, сторонника теории катастроф
«Могила» теории эволюции, британский креационистский музей «Genesis Expo»
Первые три дня творения. Фреска в Софийском соборе, Новгород, XIX век
Харун Яхья, «Атлас творения  (англ.)», том 1, 2006
Музей свидетельств Сотворения в Глен Роуз, штат Техас (США)
По гипотезе Омфалоса, Бог сотворил мир уже с окаменелостями, которые никогда не были живыми организмами
Филогенетическое древо эволюции гоминидов
Молодёжный автомобиль с надписью «Эволюция? Ископаемые говорят: нет! Эволюция — это сказочка для взрослых» (на улицах Джорджии, США)