Уилбур, Крейн


Крейн Уилбур (англ. Crane Wilbur), имя при рождении Эрвин Крейн Уилбер (англ. Erwin Crane Wilber); 17 ноября 1886 — 18 октября 1973) — американский сценарист, актёр и режиссёр театра, радио и кино 1910—1960-х годов.

Широкую известность Уилбуру как актёру принесло исполнение главной мужской роли в популярном немом киносериале «Опасные похождения Полины» (1914). Среди фильмов, поставленных по сценариям Уилбура, наиболее высоко оцениваются «Процесс над Вивьен Уэйр» (1932), «Роджер Туи, гангстер» (1944), «Он бродил по ночам» (1948), «Чудо богоматери в Фатиме» (1952), «Дом восковых фигур» (1953), «Волна преступности» (1954), «История в Феникс-Сити» (1955), «Обезьяна на моей спине» (1957). Среди режиссёрских работ Уилбура наиболее признаны «Кэньон-Сити» (1948), «История Молли Х» (1949), «За стеной» (1950), «В стенах тюрьмы Фолсом» (1951), «Летучая мышь» (1959) и «Дом женщин» (1962). Более всего Уилбур как сценарист и режиссёр известен своими работами в криминальном жанре, при этом он часто опирался на документальный материал и особенно много работал в жанре тюремной драмы.

Крейн Уилбур родился 17 ноября 1886 года в Атенсе, Нью-Йорк, США[1][2][3]. Его отец Генри Уилбур строил и ремонтировал яхты богатых семейств, а мать Кэрри Крейн была актрисой. Он был племянником выдающегося театрального актёра Тайрона Пауэра-старшего и двоюродным братом кинозвезды Тайрона Пауэра[1].

Начиная с подросткового возраста, Уилбур играл в репертуарном театре и в антрепризах[2]. В 1903 году он дебютировал в театре Carnegie Lyceum на Бродвее в трилогии пьес Уильяма Батлера Йейтса («Кастрюля с бульоном»/«Кэтлин, дочь Холиэна»/«Страна, желанная сердцу»), которую поставило Ирландское литературное общество[3].

С 1910 года Уилбур начал сниматься в кино[3][2]. Он сделал себе имя как киноактёр, сыграв главную мужскую роль в фильме «Опасные похождения Полины» (1914), чрезвычайно популярном киносериале с Перл Уайт в главной роли[3][2]. На протяжении 1910-х годов Уилбур был кинозвездой, сыграв за десятилетие в 80 картинах, однако к началу 1920- годов после того, как он сыграл заглавного героя в фильме «Весёлый Джим» (1919), его актёрская карьера пошла на спад[3].

Как отмечает Эдер, "несмотря на то, что Уилбур был одним из самых красивых актёров своего времени, он выбрал для себя стезю сценариста, позднее делил свою карьеру автора между сценой и кинематографом, и в конце концов стал кинорежиссёром[2].