Крейсера проекта 26-бис


«Максим Горький», «Молотов»:
6 × 1 × 100/56-мм универсальных орудий.
9 × 45-мм зенитных полуавтоматов;
4 × 12,7-мм ДШК

Крейсера проекта 26-бис «Максим Горький» — тип советских лёгких крейсеров времён Второй мировой войны. Являлись развитием крейсеров типа «Киров».

Советское руководство обратило внимание на скромное бронирование первой серии «полутяжёлых крейсеров». Его решили усилить в первую очередь[1]. Работы по изменению проекта 26 в проект 26 бис выполнялись в ЦКБ-17 (так с 1937 г. стало называться ЦКБС-1) под руководством главного конструктора А. И. Маслова.

Корпус разделялся на 19 водонепроницаемых отсеков. Отличались от прототипа, крейсера Киров, по следующим параметрам:

Предназначенный для них корабельный разведчик КОР-2 проектировался по схеме летающей лодки. Государственные испытания его начались в 1941-м году. Временно первые два крейсера проекта 26-бис получили самолёты-разведчики КОР-1, созданные в таганрогском ЦКБ морского самолётостроения, за отсутствием более совершенной машины. КОР-2 крейсера получили уже в ходе войны[2].

Корпус крейсеров типа «Максим Горький» в целом повторял проект 26. Он был клепаным, с полубаком и транцевой кормой, имел две палубы — верхнюю и нижнюю (броневую) и две платформы. Система набора корпуса — в средней части (61—219 шп.) — продольная, с длиной шпации 750 мм, в оконечностях — поперечная, со шпацией 500 мм.