Кремлёво (платформа)


Кремлёво — пересадочный остановочный пункт, расположенный на пересечении линий Москва — Раненбург — Богоявленск и Вязьма — Сызрань. Открыт в 1900 году. На 2020 год являлся старейшим в России пересадочным узлом пригородных поездов без одноуровневых пересечений их маршрутов следования. Изначально был назван по одноимённому селу, расположенному на значительном удалении от пересадочного узла (в 4 км к востоку от станции Павелец-Тульский), в 1900-х вокруг платформы и переезда автодороги 61К-014 через бывший блок-пост вырос одноимённый посёлок с тем же названием.

При открытии пересадочного узла на пересечении линий Москва — Богоявленск и Вязьма — Сызрань на нижнем уровне (широтном) находился двухпутный разъезд 422 км, а название «Кремлёво» носила только платформа на верхнем (Павелецкого направления) уровне. В его западной горловине находилась стрелка, от которой отходил разобранный поворот в сторону Павельца-Тульского (получившего название именно по этому повороту). При этом нынешний остановочный пункт Павелецкого направления (верхний уровень) до демонтажа этого поворота носил статус блок-поста; южнее платформы находилась стрелка примыкания поворота со стороны Узловой. В начале 1990-х годов оба поворота от Павельца-Тульского (к Павельцу-Сызранскому и Узловой) были разобраны, а затем ликвидирован и второй путь разъезда 422 км. Образованный после ликвидации разъезда остановочный пункт был присоединён к платформе Кремлёво на верхнем уровне, в результате чего пересадочный узел получил объединённое название.

В атласе железных дорог стран бывшего СССР, выпущенным Омской картографической фабрикой в 2007 году, демонтаж двух из трёх поворотов Павелецкой развязки, факт существования блок-поста к югу от платформы Павелецкого радиального направления и ликвидация разъезда 422 км не учтены. Название «Кремлёво» со статусом станции отнесено только к платформе верхнего уровня.

Остановочный пункт расположен на двухуровневом пересечении магистральных линий: по верхнему уровню пересечения проходит однопутная электрифицированная линия Москва — Богоявленск (Павелецкое направление), пересекающая по путепроводу неэлектрифицированную однопутную линию Вязьма — Сызрань. В советские годы на остановочном пункте действовал грузовой лифт для подъёма и спуска багажа между платформами. На остановочном пункте имеется пассажирское здание дореволюционной постройки, выполненное в стиле построек Рязано-Уральской железной дороги, увенчанное декоративной башенкой со шпилем и звездой. Имеется работающий зал ожидания. Билетная касса не действует, билеты приобретаются у разъездных кассиров в пригородных поездах.

Платформа на линии Москва — Богоявленск капитально отремонтирована в 2008 году, до середины 2000-х годов могла принимать электропоезда длиной до восьми вагонов. Платформа на линии Вязьма — Сызрань находится в полуразрушенном состоянии. Обе платформы соединены лестницей.