Крестовые походы


Кресто́вые похо́ды — серия религиозных военных походов XI—XV веков из королевств Западной Европы, инициированных и направляемых Латинской церковью против мусульман, язычников и еретиков[1].

В узком смысле — походы 1096—1204 годов в Палестину, направленные на освобождение святынь христианства[2] (в первую очередь Иерусалима с Гробом Господним). В более широком смысле — также и другие походы, провозглашаемые римскими папами, в том числе более поздние, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников Прибалтики и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (против катаров, гуситов и др.).

В 1095 году папа Урбан II на Клермонском соборе провозгласил Первый крестовый поход. Он поддерживал византийского императора Алексея I в его борьбе против турок-сельджуков и призывал к вооруженному паломничеству в Иерусалим, что нашло восторженный отклик у представителей всех социальных слоёв Западной Европы. У первых крестоносцев были самые разные мотивы, в том числе религиозное спасение, выполнение феодальных обязательств, возможность обрести воинскую славу, а также заполучить экономическое или политическое преимущество. Поздние крестовые походы проводились обычно более организованными армиями, иногда во главе с королём. Всем выступавшим в поход были дарованы церковные индульгенции. В результате первоначальных успехов было создано четыре государства крестоносцев: графство Эдесса; княжество Антиохия; Иерусалимское королевство; и графство Триполи. Присутствие крестоносцев в той или иной форме закрепилось в регионе вплоть до падения Акры в 1291 году. После чего крестовых походов с целью возвращения Святой Земли не проводилось.

Параллельные военные кампании на Пиренейском полуострове против мавров и в северо-восточной Европе против языческих западнославянских, балтийских и финских народов (Северные крестовые походы) также назывались крестовыми походами — порой спустя много времени после окончания событий — ввиду получения одобрения Римско-католической церкви и того, что военные кампании были организованы аналогичным образом, часто со схожей риторикой, символикой и знамёнами, что применялись во время кампаний на Ближнем Востоке. Другие санкционированные церковью военные кампании, называемые крестовыми походами, велись против еретических христианских сект (предшественников протопротестантизма), против Османской империи, а также по другим политическим причинам.

В настоящее время термин «крестовый поход» приобрёл переносное значение: образное выражение означает непримиримую организованную борьбу против чего-либо[3].