Крещение Новгорода


Креще́ние Но́вгорода — введение в Великом Новгороде христианства как государственной религии, осуществлённое князем Владимиром Святославичем в 990—991 годах[1][2][3].

«Повесть временных лет» о крещении Новгорода не сообщает. Другие ранние русские летописи также не сообщают подробностей об этом событии. Летописные своды XV века упоминают Иоакима Корсунянина в качестве первого епископа, поставленного Владимиром[4].

Большинство сведений о крещении Новгорода получены из Иоакимовской летописи, известной в передаче историка XVIII века В. Н. Татищева, и Никоновской летописи XVI века, достоверность сведений которых ставится под сомнение рядом учёных[5][6][4], но, по мнению ряда других учёных, подтверждается некоторыми археологическими данными. Версия Иоакимовской летописи о крещении Новгорода «огнём и мечом» остаётся популярной[4].

В «Повести временных лет» после описания языческой «реформы» князя Владимира в Новгороде сказано:

Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира Перуна над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу[7].

Иоакимовская летопись — условное название выдержек из старой рукописи, опубликованных историком XVIII века В. Н. Татищевым в труде «История Российская». Татищев писал, что, по его предположению, летопись принадлежала первому новгородскому епископу Иоакиму (ум. 1030). Выдержки содержат ряд уникальных сведений по ранней истории славян и Древней Руси, которым не находится соответствия в других исторических источниках. Большинство исследователей считает Иоакимовскую летопись компиляцией местного историка конца XVII века, составленной в период возрождения новгородского летописания при патриархе Иоакиме[4].