Кригер, Викторина Владимировна


Виктори́на Влади́мировна Кри́гер (28 марта 1893, Санкт-Петербург23 декабря 1978, Москва) — российская и советская балерина, театральный деятель, балетный критик. Создательница и художественный руководитель труппы «Московский художественный балет», из которой вырос Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. Автор книги «Мои записки» (1930). Заслуженная артистка РСФСР (1927), заслуженный деятель искусств РСФСР (1951).

Родилась в Санкт-Петербурге в актёрской семье. Отец, Владимир Кригер (1872—1932), впоследствии получил звание заслуженного артист Республики, мать — Надежда Ниловна Кригер-Богдановская (1876—1947), была драматической актрисой и писательницей.

Обучалась в Московском театральном училище по классу педагога Василия Тихомирова. В 1910—1920, 1925—1931 и 1934—1948 годах танцевала в Большом театре. Танец Викторины Кригер отличали наряду с виртуозной техникой, особый темперамент, стремление к острому сценическому рисунку[источник не указан 1123 дня].

Много выступала в концертах и гастролировала, в 1920—1923 годах за рубежом. В 1922 году в Таллине на сцене театра «Эстония» поставила первый в истории эстонского балета спектакль, балет Лео Делиба «Коппелия». С 1926 года выступала в печати как балетный критик.

В 1929 году вместе с мужем И. М. Шлуглейтом организовала труппу «Московский художественный балет» (в литературе обычно называется «Московский художественный балет В. Кригер»), став в 1930 году её художественным руководителем и прима-балериной (И. М. Шлуглейт до 1939 года был директором труппы). Название коллективу было дано по аналогии с Московским Художественным театром, так как основную творческую задачу участники труппы видели в применении к балету принципов системы Станиславского.

Первоначальное ядро труппы составлял небольшой коллектив танцовщиков, среди которых были Мария Сорокина, Владимир Бурмейстер, Николай Холфин, Ангелина Урусова, Александр Клейн, Иван Курилов, Иван Карташов; ведущим балетмейстером в 1932—1938 годах был Николай Холфин.