Кризис легитимности


Кризис легитимности — снижение доверия к административным функциям, институтам или руководству[1][2][3]. Этот термин впервые был использован в 1973 году немецким социологом и философом Юргеном Хабермасом[4]. Он расширил эту концепцию, заявив, что в условиях кризиса легитимности учреждение или организация не имеет административных возможностей для поддержания или создания структур, эффективных для достижения их конечных целей[3][4]. Сам термин был обобщен другими учеными, чтобы относиться не только к политической сфере, но также и к организационным и институциональным структурам[3][5]. Хотя среди социологов нет единства в утверждениях о существовании данного явления, преобладающим способом измерения кризиса легитимности является рассмотрение общественного отношения к рассматриваемой организации[2][6].

С точки зрения политической теории государство считается легитимным, когда его граждане считают, что оно должным образом обладает политической властью и осуществляет ее[7][8]. Хотя этот термин существует за пределами политической сферы, поскольку он охватывает социологию, философию и психологию, легитимность часто упоминается в отношении акторов, институтов и политических порядков, которые они образуют[3]. То есть они могут рассматриваться как легитимные или нелегитимные. Когда политические акторы участвуют в процессе легитимации, они добиваются легитимности для себя или для другого института[3]. Согласно Моррису Зельдичу-младшему, почетному профессору социологии в Университете Стэнфорда, теории легитимности охватывают 24 столетия начиная с «Истории Пелопоннесской войны» Фукидида[1].

Некоторые из самых ранних представлений о легитимности пришли из ранней греческой мысли[1]. Аристотель, в основном, был озабочен стабильностью правительства[9]. Хотя он утверждает, что легитимность зависит от конституционализма и согласия, он предполагает, что политическая стабильность зависит от легитимности вознаграждений[10][11]. В своей книге «Политика» Аристотель утверждает, что способы распределения вознаграждений находятся внутри политики, а распределительная справедливость (правильное распределение вознаграждений в соответствии с заслугами) — это то, что делает правительство стабильным[9][11]. С другой стороны, когда существует распределительная несправедливость, правительство становится нестабильным. Озабоченный справедливостью и различением правильных и неправильных основных законов, Аристотель основывает легитимность на верховенстве закона, добровольном согласии и общественных интересах[12]. Хотя обе теории Аристотеля о распределении вознаграждений и легитимности конституции имеют дело с легитимацией, первая делает акцент на признании субъектами справедливости вознаграждений[13][14][15][16][17], в то время как вторая связана с признанием субъектами «морального обязательства подчиняться системе власти»[10].