Криминальное чтиво


«Кримина́льное чти́во» (англ. Pulp Fiction — «Бульварное чтиво») — культовый[2] кинофильм режиссёра Квентина Тарантино[3]. Сюжет фильма нелинеен, как и почти во всех остальных работах Тарантино. Этот приём стал чрезвычайно популярен, породив множество подражаний во второй половине 1990-х[4]. В фильме рассказывается несколько историй, в которых показаны ограбление кафе, философские дискуссии двух гангстеров, спасение девушки от передозировки героином и боксёр, которого задели за живое. Название является отсылкой к популярным в середине XX века в США pulp-журналам. Именно в стиле таких журналов были оформлены афиши, а позднее саундтрек, видеокассеты и DVD с фильмом.

Фильм постоянно находится в первой десятке списка 250 лучших фильмов на сайте IMDb[5]. Обладатель премии «Оскар», «BAFTA» и «Золотой глобус» в категории «Лучший оригинальный сценарий», «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1994 года и ещё более сорока кинематографических наград. Картина также имела большой успех у публики и считается важной вехой в истории кинематографа, давшей ощутимый толчок развитию независимого американского кино.

«Криминальное чтиво» считается шедевром Тарантино благодаря своему сценарию[6]. За его саморефлексивность, нетрадиционную структуру и особенную стилизацию критики назвали фильм примером постмодернистского кино. Его часто считают культурным явлением, влияющим на кино и другие средства массовой информации, которые переняли элементы его стиля. Актёрский состав также получил широкую похвалу, а Тарантино получил особое признание. В 2008 году журнал Entertainment Weekly назвал его лучшим фильмом с 1983 года[7]. Он входит в различные рейтинги величайших фильмов, когда-либо снятых. В 2013 году фильм «Криминальное чтиво» был отобран Библиотекой Конгресса для сохранения в Национальном реестре фильмов Соединённых Штатов как культурно, исторически или эстетически значимый[8][9][10].

Вслед за предыдущим фильмом Тарантино «Бешеные псы», части сюжета «Криминального чтива» были разделены, перемешаны и показаны в «неправильном» порядке; техника, до этого использовавшаяся режиссёрами французской «Новой волны», в частности Жан-Люком Годаром и Франсуа Трюффо, а также Стэнли Кубриком в «Убийстве».

Всего в сценарии можно насчитать шесть частей, при этом авторские названия имеют три из них: «Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса» (Vincent Vega and Marsellus Wallace’s Wife), «Золотые часы» (The Gold Watch) и «Ситуация с Бонни» (The Bonnie Situation).

Первая и последняя части (Ограбление) пересекаются во времени и происходят в одном и том же месте. Две хронологически последовательные части («Винсент Вега и жена Марселласа Уоллеса» и «Золотые часы») показаны также одна за другой.