Критика христианства


На протяжении истории христианства, церковь и христиане критикуются как со стороны представителей других религий, так и атеистами и агностиками. Часть критики непосредственно касается христианской веры, учения и толкования Священного Писания. Ответ со стороны христиан на такую критику называется христианской апологетикой. Несколько областей критики включают некоторые претензии к самому Писанию, этике библейских толкований, которые исторически были использованы для оправдания определённых отношений и поведений, вопрос о совместимости с наукой и некоторые христианские доктрины.

Несмотря на то, что исторические церкви считают, что подлинность книг Священного Писания удостоверяет святоотеческое наследие, достоверно неизвестно авторство библейских книг. Библия писалась разными авторами на протяжении многих веков; согласно традиционной точке зрения в христианстве — с XV в. до н. э. по I в. н. э. Многие светские исследователи придерживаются мнений о более позднем происхождении книг Ветхого Завета. Некоторые современные исследователи придерживаются мнения о том, что большинство книг Ветхого Завета и все Евангелия были написаны анонимными авторами[1]. Тексты Евангелий существовали в анонимном виде до начала второго века, когда им было приписано авторство[2].

В XVIII веке достоверность традиционного приписывания библейских книг конкретным авторам была поставлена под сомнение[2]. В настоящее время некоторые учёные считают, что большинство книг были отредактированы и изменены, и по этой причине восстановить содержание оригинала в наше время почти невозможно[3].

Наряду с достоверностью текстов Библии, современная наука также критикует креационистское понимание возраста Земли и связанные с этим положения (см. Младоземельный креационизм, Староземельный креационизм).

Противниками догмата о Троице (утверждён на Никейском соборе голосованием в 325 г. н. э.) были не только представители других религий, но и внутрихристианские течения. Среди них: ариане, свидетели Иеговы, христадельфиане, ряд адвентистских церквей. В общей сложности среди современных христиан антитринитарии составляют чуть больше 1 %.

Антитринитарии — приверженцы религиозных учений, не принимающих догмат о Троице. Во II и III веках н. э. антитринитаризм существовал в форме монархианства. Перед Никейским собором (325 год), в период, когда только складывались основные догматы христианской церкви, значительная часть христиан приняла антитринитаризм в форме арианства. В средние века в ряде случаев взгляды антитринитариев являлись своеобразным выражением свободомыслия.