Итало-критская школа


Итало-критская школа — условное название, данное русским историком искусства, византинистом Н. П. Кондаковым, греческим мастерам иконописи и живописным алтарным картинам итальянских художников, работавших в период проторенессанса, в XIII—XIV веках под воздействием византийского искусства[1]. Другие исследователи считают это уникальное явление не школой, а стилевым течением, на том основании, что территориальные границы работы итало-критских мастеров не достаточно ясно определены, третьи — придерживаются термина «критская иконопись», или «искусство Кандии»[2].

После взятия крестоносцами Константинополя в 1204 году византийское искусство испытывало кризис и даже, по мнению П. П. Муратова, полный упадок[3]. Новыми центрами византийской культуры стали Афон, Никея, Трапезунд, Эпир.

Ещё одним центром иконописного искусства стал остров Крит. В XV—XVII веках, в период, когда остров входил во владения Венецианской республики, там работали рядом греческие и итальянские мастера. Один из портовых городов острова — Кандия (в древности греческий Гераклион) имел особое значение. Через этот город в Венецию и другие города Европы везли персидские ковры, дамасскую сталь, турецкие полуфаянсы, сирийские изделия из стекла. Все восточные изделия обобщённо называли Кандианой. Иконописцы именовали себя по-гречески: «кандиотами».

В ходе турецко-венецианской войны (1645—1669) Турция захватила остров Крит, но столица Кандия оказывала сопротивление. Осада Кандии продлилась с 1648 до 1669 года, после чего многие мастера, в том числе иконописцы, переселились в Венецию и далее, на Апеннинский полуостров, хотя ещё некоторое время иконописные мастерские сохранялись на Ионических островах Эгейского моря[4].

Со временем в иконописи итало-критской школы сложилось своеобразное сочетание византийской иконографии с особенностями искусства итальянского проторенессанса[5]. Иконы итало-критских мастеров заказывали как православные, так и католики. Существовало письмо по выбору: в «греческой манере» (итал. maniera greca) или в «латинской манере» (итал. maniera latina). К характерным чертам ранней итальянской иконописи относится традиционная византийская иконография Богоматери Одигитрии, техника темперы по деревянной доске покрытой левкасом, золотой фон, жёсткая, графичная моделировка складок одежд, золотая ассистка. Итальянские иконы вставляли в деревянный киот — массивную резную золочёную раму с готическим орнаментом либо имитирующую архитектонические обрамления готического стиля[6].

К живописцам итало-критской школы относят Донато, Катерино и Паоло Венециано. Из этой школы вышли знаменитые художники М. Базаити, А. Виварини, В. Карпаччо, Чима да Конельяно, а также живописцы мастерской братьев Беллини в Венеции, сыгравших ключевую роль в искусстве итальянского Возрождения.