Кричевский, Фёдор Григорьевич


Фёдор Григо́рьевич Криче́вский (укр. Федір Григорович Кричевський; 10 [22] мая 1879[1], Лебедин, Харьковская губерния[1] — 30 июля 1947, Ирпень, Киевская область) — украинский советский живописец.

Первый ректор Украинской академии художеств, профессор Киевского художественного института, заслуженный деятель искусств УССР (1940).

Родился 10 (22) мая 1879 года в Лебедине, в семье фельдшера, крещёного еврея Григория Акимовича Кричевского. Кричевский рос и воспитывался в небольшом украинском селе Малая Ворожба на Харьковщине. Своей живописностью и «классическим» украинским пейзажем — белыми хатками среди зелени садов, чистыми волнами реки Псел — эта местность напоминала соседнюю Полтавщину.

Одарённость будущего живописца проявилась очень рано — он рисовал углём, лепил из глины и хлеба, а также вышивал, придумывая орнаменты и композиции. Впоследствии прославленный мастер поражал собеседников великолепным знанием украинских национальных ремёсел, а вышивку, по словам одного из учеников, знал до такой степени, что казалось, «будто с его смертью невозвратимо ушло нечто огромное из человеческих знаний об украинской культуре вообще».

Первоначальное профессиональное образование Кричевский получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1896—1901). Здесь, по признанию самого художника, наибольшее влияние оказали на него Абрам Архипов и Валентин Серов. В Москве Кричевский тосковал по Украине. В памяти соучеников отложилась его глубокая преданность народной культуре, которую он энергично пропагандировал среди друзей. В 1900-е годы художник часто проводил летнее время в полтавском селе Шишаки, которое стало питательной почвой его творчества. Здесь он писал с натуры, изучал типажи и крестьянскую жизнь.

Здесь, в селе на Полтавщине он купил обычный сельский домик, который стал своеобразной академией, где набирались воодушевления студенты во время практики. В Шишаках Кричевский собрал большую коллекцию народного творчества — ковров, вышиванок, керамики, иконописи, которые служили образцами для натюрмортов, служили опорой в поисках колористической гармонии. Здесь художник написал картины «Рассказ деда», «Весёлые доярки», «Девушки». Его картина «Весёлые доярки» имела огромный успех на выставках. В ней он повторяет свой любимый художественный приём: изобразив трёх девушек, он раскрывает их образы в противопоставлении и дополнении друг друга. Широкая декоративная живопись произведения отличается цветовой насыщенностью, свойственной народному искусству.[2]