Кроненберг, Дэвид


Дэ́вид Пол Кро́ненберг (англ. David Paul Cronenberg, род. 15 марта 1943[5], Торонто) — канадский кинорежиссёр, сценарист и актёр, один из крупнейших представителей американского независимого кино. Кроненберг в особенности знаменит фантастическими триллерами и фильмами ужасов в стилистике боди-хоррора, такими как «Муха», «Видеодром», «Экзистенция», в которых показаны гротескные мутации, биомеханические и органические устройства. Сама фамилия Кроненберга использовалась как имя нарицательное для подобных ужасов. Помимо подобных фильмов, он снял немало психологических триллеров и драм.

В 1999 году возглавлял жюри 52-го Каннского кинофестиваля. 6 сентября 2018 года на 75-м Венецианском кинофестивале Дэвид Кроненберг получил почётного «Золотого льва» за вклад в кинематограф[6].

Дэвид Кроненберг родился 15 марта 1943 года в Торонто в реформистской еврейской семье[7][8]. Его мать была музыкантом, а отец — писателем[5]. Настоящая фамилия деда Кроненберга по отцовской линии — Форман, он уроженец Литвы, оттуда с семьёй эмигрировал в США. Там он взял фамилию Леопольда Кроненберга, самого богатого человека в Литве[9].

Во время обучения в местном университете он снял два экспериментальных фильма: «Стерео» (1969) и «Преступления будущего» (1970). Первый коммерческий фильм Кроненберга, «Мерзость», вышел на экраны в 1975 году. Широкое внимание привлёк к режиссёру вышедший в 1982 году «Видеодром» — шокирующий фантастический триллер, где показаны органические машины и воздействие масс-медиа на человечество.

До начала 2000-х годов Кроненберг специализировался на жанре «боди-хоррор» (буквально, «ужас тела», источник ужаса — необъяснимые мутации человеческого тела).[10] Многие из его картин поднимают проблему того, что принято считать нормальным, а что — ненормальностью, зыбкость грани между этими понятиями.[11].

После фантастического триллера «Экзистенция» (1999, «Серебряный медведь» Берлинского фестиваля), вышедшего на экраны за несколько месяцев до «Матрицы» и поднимающего сходную философскую проблематику, внимание режиссёра стало смещаться от ненормальностей телесных к ненормальностям общественным.