Круг художников


Объединение возникло в Ленинграде в марте 1926 года. Общество было создано 18-ю студентами ВХУТЕИНа, и, формально просуществовало до 1932 года включительно.

Общество базировало свою программу на марксистском пафосе и на максималистской директивности установок. Создание общества, в которое вошли в основном, вчерашние студенты, было обусловлено тем, что пресса середины 1920-х годов настойчиво подчёркивала официальное требование оптимизма, присущего новому «пролетарскому искусству», «новому реализму». Объединение «Круг художников» в своем Уставе объявило о «невозможности участия в существующих в Ленинграде художественных обществах», по причине неприятия их «подчеркнутого индивидуализма, поверхностного этюдизма и литературщины». Члены общества объединились для того, чтобы противопоставить им в своём творчестве отражение главных событий в стране. В декларации общества 1928 года было провозглашено, что на первый план ставится «принцип тесно сплоченного коллектива, осуществляющего как общее художественно-идеологическое воспитание своих членов, так и руководство их практической работой».

Членами объединения были в общей сложности от 40 до 50 живописцев, графиков и скульпторов. Среди них такие известные в последующем мастера, как В. В. Пакулин (председатель), А. Ф. Пахомов, А. Н. Самохвалов, А. И. Порет, А. И. Русаков, Л. Я. Тимошенко, Д. Е. Загоскин, В. И. Малагис, В. А. Денисов, Н. Д. Емельянов , Б. Е. Каплянский, Л. Р. Британишский, Я. М. Шур, М. А. Федоричева, А. С. Ведерников, В. В. Купцов, Г. М. Неменова, М. Ф. Вербов, А. П. Почтенный, Н. С. Могилевский, П. А. Осолодков, Г. Н. Траугот, С. А. Чугунов и др.

Будучи объединением сугубо ленинградским, «Круг» сочетал традицию ленинградского искусства с устремленностью не столько к новому искусству, сколько к официально заявленному «стилю эпохи». При всем индивидуальном разнообразии, творчеству художников объединения были присущи черты несомненной общности. Это, в частности, был интерес к типажности образов, к крестьянской теме, к усилению монументализма в станковой картине. Заседания общества чаще всего проводились на квартирах художников В. В. Пакулина и А. Ф. Пахомова (Литейный просп., 15).