Круизное судно


Круи́зное су́дно — судно, совершающее туристический рейс (как правило, международный при морских круизах или внутри одной страны при круизах по внутренним водным путям) и перевозящее пассажиров, которые, будучи участниками групповой туристической программы, размещены на судне с целью совершения (согласно расписанию) кратковременных туристических посещений одного или нескольких портов.

В Разделе 1/А Приложения к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года судно, совершающее туристические круизы, определяется как судно, предназначенное для международных путешествий при перевозках пассажиров — участников групповой программы, размещённых на борту, с целью запланированных туристических посещений одного или больше различных портов, в которых при плаваниях обычно не происходит[1]:

Образованная в 1822 году судоходная компания «P&O» впервые представила пассажирские круизные услуги в 1844 году, рекламируя морские туры по таким направлениям, как Гибралтар, Мальта и Афины, отправляясь из Саутгемптона. Предшественники современных круизных каникул, эти путешествия были первыми в своем роде. Позже компания предложила круговые туры в Александрию и Константинополь[2].

Во второй половине XIX века прошёл период быстрого расширения. Были введены в эксплуатацию большие и более роскошные корабли для обслуживания постоянно увеличивающегося рынка. Известные суда того периода включают пароход «Ravenna», построенный в 1880 году, который стал первым судном с полностью стальной надстройкой, и пароход «Valetta», построенный в 1889 году, который стал первым судном с электрическим освещением[источник не указан 1660 дней].

Первым судном, построенным исключительно для роскошных круизов, стала немецкая яхта «Принцесса Виктория Луиза», (нем. Prinzessin Victoria Luise), введённая в эксплуатацию в 1900 году[3].

Практика круизов класса люкс оказала влияние на более устоявшийся рынок трансатлантических перевозок. Компании, осуществлявшие трансатлантические перевозки пассажиров, в борьбе за клиентов начали добавлять элементы роскоши в своих рейсах, такие как изысканные блюда, люксовые услуги и более комфортабельные каюты (самый известный пример — «Титаник»[4]).