Крушение императорского поезда


Круше́ние импера́торского по́езда — железнодорожная катастрофа, произошедшая 17 (29) октября 1888 года с императорским поездом на участке Курско-Харьково-Азовской (ныне Южной) железной дороги у станции Борки под ХарьковомЗмиевском уезде). Несмотря на многочисленные человеческие жертвы и сильные повреждения подвижного состава, в том числе царского вагона, сам император Александр III и члены его семьи остались живы. Спасение императорской семьи в официальной печати и в церковной традиции интерпретировалось как чудесное; на месте катастрофы был воздвигнут православный храм.

Место железнодорожной катастрофы — нынешнее село Першотравневое (Первомайское), где находится племенной завод «Червоный Велетень»[прим. 1]. Расположено при речке Джгуне, приблизительно в 27 км от Змиёва.

В последней четверти XIX века в селе Борки насчитывалось около 1500 жителей, осуществлялся отпуск хлеба и имелась станция Курско-Харьково-Азовской железной дороги[1][2].

Авария Императорского поезда произошла 17 октября 1888 года в 14 часов 14 минут на 295-м километре линии Курск — Харьков — Азов южнее Харькова. Царская семья ехала из Крыма в Санкт-Петербург. Техническое состояние вагонов было отличным, они проработали 10 лет без аварий. В нарушение железнодорожных правил того периода, ограничивавших число осей в пассажирском поезде до 42, в императорском, состоявшем из 15 вагонов, было 64 оси. Вес поезда был в пределах, установленных для грузового, но скорость движения соответствовала экспрессу. В нарушение правил поезд вели два паровоза, товарный Т.164 завода Зигля (0-3-0, 1875 г. в., 38 т, конструкционная скорость 58 км/ч) и пассажирский П.41 Коломенского завода братьев Струве (1-2-0, 1871 г. в., 32 т, конструкционная скорость 82 км/ч)[3][4][5].

Скорость поезда составляла 68 км/ч, что на 17 % превышало конструкционную скорость головного паровоза. Из-за этого было нарушено уравновешивание движущего механизма последнего и он начал создавать значительные вертикальные перегрузки, которые в свою очередь расшатали слабое верхнее строение пути частной железной дороги, после чего второй паровоз фактически провалился между разошедшимися рельсами. При таких условиях произошёл сход 10 вагонов. Причём путь в месте крушения проходил по высокой насыпи — высотой около 5 сажен (приблизительно 10,7 м). Тяжёлые царские вагоны раздавили своей массой обычные вагоны с прислугой, поставленные в голове поезда.


Могила камер-казака Т. Е. Сидорова, погибшего при исполнении служебных обязанностей во время крушения императорского поезда в 1888 году

Вид с востока
Вид с запада