Крушение ICE у Эшеде


Крушение ICE у Эшеде (нем. Eisenbahnunfall von Eschede) — железнодорожная катастрофа, произошедшая в среду 3 июня 1998 года у города Эшеде, район Целле, Нижняя Саксония, Германия, когда на линии Ганновер — Гамбург у идущего со скоростью 200 км/ч электропоезда ICE 1 № 884 лопнул бандаж колеса, в результате чего поезд сошёл с рельсов, врезался в проходящий над дорогой мост и обрушил его на себя. В результате трагедии погиб 101 человек, 88 были ранены. По числу жертв это крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории нынешней Германии, начиная с 1939 года (с момента катастрофы под Гентином), а также крупнейшее происшествие в истории высокоскоростных поездов.

В среду 3 июня 1998 года высокоскоростной поезд ICE № 884 «Wilhelm Conrad Röntgen» (2 головных моторных и 12 промежуточных прицепных вагонов, 287 пассажиров, поезд 151) на скорости 200 км/ч следовал из Мюнхена в Гамбург. В 10:56 в шести с лишним километрах от Эшеде на 55-м километре магистрали у первого прицепного вагона на 3-й колёсной паре на правом по ходу движения колесе из-за усталостной трещины произошел разрыв бандажа, который слетел с колеса и, распрямившись под действием центробежных сил, пробил пол кузова и застрял между креслами одного из рядов в салоне первого вагона.

Пассажиры услышали грохот и увидели торчащий между сиденьями из пола кусок металла, а один из них даже побежал искать кондуктора, который находился в третьем вагоне. Согласно правилам компании, чтобы задействовать стоп-кран, кондуктор должен был лично убедиться в необходимости его применения. Пока кондуктор шел из третьего вагона в первый, поезд продолжал следовать, не сбавляя скорости, и многие из пассажиров успокоились. Между тем, застрявший кусок обода бандажа начал повреждать элементы рельсового пути (позже был обнаружен ряд повреждений рельсовых скреплений и железобетонных шпал). Поезд проследовал от места повреждения бандажа ещё более 6 километров, пока менее чем через 3 минуты не достиг путевых съездов, в 200 метрах за которыми над железной дорогой проходил железобетонный автомобильный путепровод. Данный съезд состоял из двух стрелочных переводов, первый из которых располагался пошёрстно, а второй — противошёрстно.

Примерно в 10:58 при прохождении пошёрстного стрелочного перевода обломок бандажа подцепил и вырвал контррельс, который проткнул пол и потолок второго тамбура первого вагона. От удара колёса второй тележки вагона сошли с рельсов, но разрыва тормозной магистрали, а, следовательно, и срабатывания тормозов при этом не произошло.