Крыжицкий, Константин Яковлевич


Константин Яковлевич Крыжицкий (17 (29) мая 1858, Киев, Российская империя — 4 (17) апреля 1911, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский живописец-пейзажист польского происхождения, внёсший вклад в популяризацию украинского пейзажа[1], академик и действительный член Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств. Ученик художника М. К. Клодта. Основатель и первый руководитель Общества имени А. И. Куинджи[2].

Из зажиточной купеческой семьи польского происхождения. Получив общее образование в Киевском реальном училище, посещал рисовальную школу Н. И. Мурашко (1875—1876). В 1877 поступил в Императорскую Академию художеств, где занимался в пейзажном классе под руководством профессора барона М. К. Клодта. Окончил академический курс в 1884 году со званием классного художника I степени и с малой золотой медалью, присуждённой ему за картину «Дубы». Повышен в степень академика (1889). Избран действительным членом Академии художеств (1900). С 1884 по 1906 преподавал рисование в Николаевском сиротском институте[3].

Много путешествовал, в 1890 году посетил Францию и Германию. В 1900 году работы художника экспонировались на Всемирной выставке в Париже, а в 1909 выставлялись в Мюнхене на Международной художественной выставке.

Работал не только маслом, но и акварелью, и карандашом, черпая мотивы для своих пейзажей преимущественно в природе Киевской губернии и окрестностей Петербурга. Большинство его картин появлялись на ежегодных академических выставках начиная с 1879 года, а акварелей — на выставках Общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания. Был одним из организаторов (а с 1908 года — председателем) Общества художников имени А. И. Куинджи. Работы художника хранятся в Государственном Русском музее.

Путешествуя по родному краю, по Украине, он написал пейзажи: «Вид Подольской губернии», «Обрыв», «Речка Буг», «Украинские домики» и другие. Среди работ, посвященных Киеву и родному Днепру, известны следующие: «Киев», «В предместье Киева», «Разлив Днепра» и многие другие. В своих работах художник стремился передать различные эффекты освещения, что сближает его с импрессионистами. В то же время его пейзажи не лишены и некоторой декоративности, но в них всегда присутствует внутренняя жизнь природы во всём её богатстве. Мотивы его пейзажей просты и вместе с тем эмоционально насыщены, полны жизни и очарования[5].

Среди его произведений: «Гроза собирается» (1885), «Перед полуднем» (1886), «Зелёная улица» (1887), «Хутор в Малороссии» (1888), «Жар свалил, повеяло прохладой» (1889), «Лесные дали» (1889, «Майский вечер» (1886).