Крымские азизы


Крымские азизы являются частью культуры крымских татар. Культ святых появился на полуострове с распространением суфизма. Азизами могут быть как природные, так и рукотворные объекты. Посещая азизы мусульмане читают молитвы и совершают акт символического жертвоприношения. По состоянию на 2021 год в Крыму насчитывалось более 100 азизов.

Крымские татары называют азизами места, связанные с деятельностью исламских праведников или шейхов. Азизами могут быть природные или рукотворные объекты. К природным относятся деревья, источники, скалы, а к рукотворным — могилы, дюрбе или мечети[1]. Слово «азиз» происходит от араб. عزیز‎ и означает «друг», «близкий», «всемогущий», «драгоценный». По версии Харлампия Монастырлы слово заимствовано из греч. ἅγιος и означает «святой»[2].

Зачастую азизы находятся за пределами или на окраине населённых пунктов. Территория около азиза не использовалась в сельском хозяйстве, поскольку это считалось осквернением захоронения[3].

Паломники, прибывшие к азизу, произносят молитву и совершают акт принесения символического жертвоприношения (оставляют куски одежды, деньги или еду)[1]. Феномен крымских азизов в конце XIX так описывал Харлампий Монастырлы: «У татар есть святые, к которым они обращаются как к посредникам и ходатаям перед Аллахом, а также с молитвой об исцелении от недугов. // Гробницы азисов служат местами посещения правоверных в дни житейских невзгод, болезней и прочих бед. Страждущие неизлечимыми болезнями и другие больные с благоговением обходят вокруг гробниц азисов, молятся, кладут лоскутки от своих одежд, преимущественно зелёного или красного цвета, как бы оставляя здесь вместе с ними свои болезни и, в полной уверенности на милость азиса, спокойно расходятся»[2].

Развитие культа святых в исламской среде Крыма происходило под влиянием суфизма[2]. Большинство известных крымских азизов расположены в районах распространения средневековых суфийских обителей. Культ поклонения азизам является синтезом так называемого «народного» ислама и архаических верований[1]. Одним из старейших азизов является Азиз Гази-Мансура в ущелье Марьям-Дере под Бахчисараем, первые упоминания о котором сделал турецкий путешественник Эвлия Челеби в XVII веке[2]. Традиция поклонения азизам закрепилась во время существования Крымского ханства. После присоединения Крыма к Российской империи началось постепенное разрушение института исламского паломничества на полуострове[1]. До конца XIX века в Крыму была распространена практика закрепления за каждым азизом своего смотрителя, который следил за чистотой объекта, распоряжался пожертвованиям и помогал паломникам[3]. Михаил Родионов, составивший в 1872 году «Статистико-хронологическо-историческое описание Таврической епархии» указывает, что новые православные храмы нередко строились на местах мечетей[1].