Ксилография


Ксилогра́фия (др.-греч. ξύλον — дерево и γράφω — пишу, черчу) — разновидность графического искусства, способ гравирования по дереву, а также оттиск на бумаге с деревянной печатной формы — эстамп. Гравюра на дереве, древнейшая из техник гравирования, относится к технике высокой печати, в которой углубления на доске, вырезанные штихелем, остаются на оттиске белыми, а краску накатывают валиком на выступающие части формы, и при переводе на бумагу под давлением она даёт чёрный тон[1].

Предшественниками ксилографии Нового времени считаются древние эстампажи (фр. estampages — оттиснутые) — оттиски рельефных изображений, вырезанных на камне, на бумагу. Подобная техника зародилась в Древнем Китае во II в. н. э. в связи с распространением бумаги и потребностью в тиражировании священных изображений и текстов буддизма. Самой ранней из сохранившихся считается страница буддийского текста «Алмазной сутры» из пещер Дуньхуана, напечатанная тушью на бумаге. Она датируется 868 г. и хранится в Британской библиотеке в Лондоне. Изображения для печати вырезали на камне, дереве, слоновой кости или яшме. Слегка увлажнённую бумагу накладывали на рельеф и вдавливали в углубления. Затем тампоном или кистью наносили краску. В результате получалось прямое изображение рельефа: его выпуклые части получались на бумаге тёмными или цветными, а углубления — белыми[2].

Ксилография получила распространение в странах Дальнего Востока. В Корее найден текст, оттиснутый в первой половине VIII века[3].

В западноевропейском Средневековье мастера-гравёра по дереву называли «формшнайдер» (нем. Formschneider, от нем. Form — форма, клише, и нем. Schneider — закройщик, портной), поскольку ранние европейские ксилографии были «обрезными», или «продольными». Художник или мастер-рисовальщик, переводящий рисунок на деревянную доску, наносил контуры и штрихи тушью, а затем формшнайдер обрезал ножом, или мессерштихилем (нем. Messerstichel — резак), и специальными стамесками каждый штрих с обеих сторон на глубину 2—8 мм. В промежутках дерево выбирали долотом. При такой трудоёмкой технике использовали доски продольного распила (отсюда название: продольная гравюра). На такой доске штрих легче всего резать вдоль волокон, в поперечном направлении появляются сколы, отсюда своеобразный «угловатый» характер рисунка старых ксилографий, по которому сразу узнаётся «обрезная гравюра». Дерево использовали мягких пород: грушу, липу. После резьбы доску закатывали краской и переносили оттиск на бумагу. Таким же образом изготавливали печатные доски для орнамента на ткани — техника набойки.

Одно из ранних произведений в истории западноевропейской ксилографии: «Библия нищих», или «Библия бедных» (лат. Biblia Pauperum, — книга, представляющая собой подборку отдельных листов — по некоторым данным до 48—60 изображений с надписями — сцен и рассказов из священной истории Ветхого и Нового Заветов. Часто такие изображения раскрашивали от руки и сброшюровывали в кодексы. Они имели хождение до конца XV века[2].