Кудрявцев, Владимир Товиевич


Влади́мир То́виевич Кудря́вцев (род. 13 марта 1961, Москва, СССР) — советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ, заведующий лабораторией психолого-педагогических основ развивающего образования Института развития дошкольного образования РАО, Президент Автономной некоммерческой организации «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева».

Окончил отделение психологии и педагогики педагогического факультета Московского государственного педагогического института (1983), аспирантуру Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР (1986).

Ученик и соратник психолога и педагога В. В. Давыдова. Последователь философа Э. В. Ильенкова. На формирование научной позиции повлияли работы отца — профессора, доктора психологических наук Т. В. Кудрявцева (1928—1987), а также его коллег и друзей — А. В. Брушлинского, Н. Н. Поддьякова, Я. А. Пономарева, Ф. Т. Михайлова, профессиональное и личное общение с ними.

Автор свыше 300 научных и научно-методических работ, в том числе более 10 книг. Систематически публикуется в центральных научных и научно-практических периодических изданиях (журналы «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вопросы философии», «Социологические исследования», «Дошкольное воспитание» и др.). Ряд работ переведён на английский, норвежский, финский и др. языки (в частности, статьи в американских журналах Russian Education and Society, Journal of Russian and East European Psychology).

Сфера исследовательских и практических интересов: философские дискурсы психологии, проблемы теории и методологии психологии развития человека, проектирования инновационного — развивающего образования (дошкольного, школьного, высшего), вопросы психологии творчества, формирования и диагностики творческих способностей, психологии субъекта, личности и личностного роста, экономической психологии, психологии здоровья. В междисциплинарном ключе разрабатывает проблематику истории и теории детства.

Создатель концепции и программы развивающего дошкольного образования, методических материалов к ней (1996—1999), концепции культуросообразного образования (2002), проекта «Развивающая педагогика оздоровления» (1997—2000), банка диагностических методик для оценки творческого потенциала ребёнка (БТКК — Батарея Тестов Креативности Кудрявцева) и др.