Кузница на Рыбальском


ЧАО «Завод „Кузница на Рыбальском“» (укр. ПрАТ «Завод „Кузня на Рибальському“»; в 1924—2017 — Ленинская кузница) — частное судостроительное предприятие в Киеве, владельцем которого до продажи в 2018 году опосредствованно являлся экс-президент Украины Петр Порошенко[4]. В конце 2022 года начата процедура банкротства завода[5].

Считается, что машиностроительный и чугунолитейный завод возник в 1862 году, хотя имеются документы, где называются ещё 1855-й и 1858 года. Известно, что у окружного инженерного управления его арендовал с 1865 года инженер-технолог Ф. И. Донат[Комм 1]. Последний контракт был заключен в 1885 году на 12 лет. В том году на заводе трудились 42 человека. В ноябре 1889 года Фёдор Иванович Донат, его жена Анна Ивановна, их сыновья технолог Эрнест и учёный агроном Эдуард заключили с дворянином Иваном Генриховичем Липковским и его женой Ядвигой Викентьевной договор, в котором указывалось, что они составили товарищество на вере: «Товарищество машиностроительного завода Донат, Липковский и Ко». Основной капитал товарищества составлял 34 тыс. рублей: доля Донатов составляла 22 тыс., Липковских — 12 тыс. В декабре 1892 года инженеры-технологи Ф. И. Донат с Н. Ф. Барсуковым и дворяне И. Г. Липковский с Н. К. фон Мекком подали в министерство финансов проект устава «Товарищества на паях под фирмой Донат, Липковский и Ко» с основным капиталом в 300 тыс. рублей, разделённым на 300 акций. К этому времени на заводе зимой было занято 185 рабочих, а летом доходило до 400. В ноябре 1893 года проект устава был подписан министром финансов С. Витте и в начале 1894 года утверждён. Но уже в 1895 году завод перешёл в собственность акционерного общества «Южнорусский машиностроительный завод», главными учредителями которого были барон Максим Штейнгель и купец 1-й гильдии Давид Марголин[6]. В этот период времени завод специализировался на производстве чугунного литья, а также машин для винокуренных, сахарных заводов и мельниц. Рабочие завода входили в состав марксистских кружков киевского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и принимали участие в революции 1905 года[1].

В марте 1919 года завод был национализирован[1]. Первым документом, регламентирующим статус предприятия в составе советской оборонной промышленности можно считать Постановление Совета Обороны Украины № 290 от 24 июня 1919 г. о признании Киевской верфи оборонным предприятием, в соответствии с которым, предприятие официально именовалась Первая Киевская советская верфь, на неё возлагались задачи по своевременному обеспечению кораблями Днепровской флотилии, для этих целей все рабочие и служащие верфи признавались мобилизованными[7].

В 1924 году в соответствии с Постановлением Киевского губернского исполкома «Южнорусский машиностроительный завод» был переименован в завод «Ленинская кузница»[1][8].